Наша полоса сегодня вновь посвящена реформе местного самоуправления. Интерес к этой теме не угасает уже на протяжении двух месяцев. Но почему-то реформа обсуждается только в ракурсе лишения горожан права выбора мэра города. Такие взгляды свидетельствуют об очень поверхностном знании сути реформы местного самоуправления, популизме и невнимательности. Депутаты Городской Думы не раз, в том числе и на страницах «Симбирского курьера», рассказывали что изменит реформа и как она будет проходить. Поэтому сегодня мы не будем повторять уже сказанное, а перелистаем письма горожан и обратимся к их советам по поводу проведения реформы местного самоуправления в нашем городе.

Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» говорит о том, что управлять городом должен глава. Глава – это не мэр и не спикер. Мэр – это руководитель исполнительной власти. Спикер – законодательной. Глава города может возглавлять исполнительную (тогда он выполняет и обязанности мэра) или законодательную (тогда он – спикер) власти.

Закон предусматривает несколько вариантов выбора главы города: прямым общим голосованием либо из числа депутатов Городской Думы. В случае прямых выборов глава города возглавит одну из ветвей власти. Если он будет выбран из числа депутатов Городской Думы, то он может возглавить только законодательную власть. А руководитель исполнительной власти, т.е. хозяйственник-управленец, будет наниматься на работу по контракту. Как будет выбираться глава города – это зависит только от мнения горожан.

Сейчас в Ульяновской Городской Дум”е находится только модельный (типовой) устав муниципального образования. Такой же, какой получили и все города. Над ним еще предстоит тщательная работа юристов мэрии и Думы. Адаптированный устав будет опубликован и подвергнут публичному обсуждению. Предполагается, что пройдет оно в одном из больших концертных залов, куда будут приглашены представители общественных движений и организаций, предприятий, уважаемые в городе люди. Только потом, с учетом всех предложений, устав будет внесен на регистрацию.

Так что все заявления, что горожан лишают права выбора мэра, абсолютно лживы. С какой целью распускается этот слух, думаю, понятно. Сторонников прямых выборов не устраивает то, что глава исполнительной власти, фактически не считающийся первым лицом города, будет распоряжаться бюджетными средствами (под «присмотром» специально созданного контрольного органа). Конечно, одно дело, когда ты являешься мэром и распоряжаешься всем и вся, в том числе «кошельком». Избранный глава города из числа депутатов распорядителем бюджета не будет. Он должен сверять все свои действия и позиции с Думой, работать с населением. А это достаточно сложно. Да и получить место управляющего благодаря громким лозунгам невозможно. Здесь на первый план выходит положительный опыт работы.

Кстати, один из упреков, предъявляемых Городской Думе, состоит в том, что обсуждение проводится «закрыто», «тайно», «келейно». «А где же проект устава? Что-то очень уж вы его тайно от горожан обсуждаете. Выбрасываете какую-то информацию,

собственные трактовки, а что реально есть или будет, и кем вообще обсуждается, кроме председателя Гордумы и его заместителя, неизвестно. Это не есть путь к гражданскому обществу», – написал нам сопредседатель Гражданской палаты при Законодательном Собрании Ульяновской области, бывший кандидат в депутаты Законодательного Собрания Александр Каплин. Хотя само получение этого письма – уже свидетельство того, что будущие изменения никак не являются тайной.

10 марта Городская Дума пригласила горожан участвовать в обсуждении реформы местного самоуправления и через письма, звонки, и через Интернет. На это предложение откликнулось более 130 человек.

Эта таблица показывает, как проходит обсуждение. Столбик 1 – это количество голосов, переданных по Интернету (94). Столбик 2 – письма (2). Столбик 3 – звонки (7). Столбик 4 – иные формы обращений (б). Мы учитываем и письма, опубликованные в газетах, и выступления на телевидении и радио.

Если поделить всех участников на сторонников и противников прямых выборов главы города, то голоса распределились так:

Столбик 1 – это голоса «за» прямые выборы главы города (66). Здесь учтено мнение и действующего мэра города Павла Ро-маненко. Столбик 2 – голоса «против» (41). Как видите, перевес не столь большой. Но есть здесь одна особенность. «За» прямые выборы главы города подаются в основном коллективные обращения. Постоянные читатели «Симбирского курьера» наверняка их помнят. А горожане, чаще это пенсионеры, которые звонят в Думу, считают, что не только глава города, но и главы районных администраций должны выбираться из числа депутатов Думы.

Иван Захарович Старостин, бывший председатель комитета местного самоуправления Железнодорожного района (пос.Вин-новская роща и пос.Моторный завод), передал по телефону такое обращение к депутатам: «Формирование районной власти должно проходить из выбранных депутатов по найму, чтобы каждый депутат работал в своем округе. Формирование городской власти – по найму из депутатов (3 человека)». Иван Захарович считает, что такое мнение разделяют и все жители поселков, а это не одна тысяча человек. Новая же власть должна «совместно с избирателями строить все по-новому: мини-котельные, системы очистки воды, заботиться о чистоте районов, устраивать соревнования районов, лучшему району – ежемесячное поощрение от градоначальника».

Не каждый позвонивший называет свое имя. Печально, что люди все еще боятся открыто озвучивать свое мнение, но хорошо, что безучастными к судьбе города не остаются. Один из позвонивших, мужчина среднего возраста, сказал следующее: «Мэр и 2 его заместителя должны избираться из числа депутатов Городской Думы. Дума будет следить, справляется ли мэр-со своими обязанностями. Мэр – это тот же дворник. Не справляется, его снимают. В этом случае не будет ни шумихи, ни денежных выборов. Состав Думы должен быть следующим: 3 юриста, 5 производственников, 3 представителя интеллигенции, военные. Словом, весь срез общества».

С ним солидарен и другой позвонивший, судя по голосу – пенсионер: «Мэрия должна избираться из состава Городской Думы, а мэром должен быть председатель Думы. Думу выбирает народ, и она же должна создавать структуру управления. Желательно, чтобы и районными администрациями руководили депутаты. Депутаты более доступны для населения, а к мэру не пробьешься. Это нужно, чтобы город развивался, а люди радовались жизни». Некоторые из писем, которые учтены в нашем опросе, например письмо пенсионерки Н.Г.Рядновой и Е.Рябинина, уже публиковались в «Симбирском курьере».

Мы благодарны каждому горожанину, высказавшему свое мнение о реформе местного самоуправления. Если горожане задумываются о будущем города, предлагают оптимизировать работу управленческих структур, видят пути развития, значит, город жив. Главное здесь – избегать малограмотных толкований закона и провокаций. Следует слушать себя, уважать свое мнение и не бояться его говорить.

Мы продолжаем тему реформы местного самоуправления и ждем ваших писем по адресу: 432700, г.Ульяновск, ул.Кузнецова, 7, Городская Дума и по телефонам: 41-38-00 – приемная, 41-25-25 – пресс-служба, по электронной почте duma@mv.ru или на сайте www.ugd.ru, передавайте их депутатам и помощникам. Мы выбираем город, в котором нам жить!