Чуть больше года назад, с марта 2003 года, в Ульяновске начался прямо-таки обвал автомобильных краж. Дорогие машины исчезали пачками чуть ли не ежедневно. Сотрудники оперативно-сыскного отдела УВД хватались за голову – план “Перехват” ни разу не дал результата. “Жигули” (последних моделей) и иномарки проваливались, как сквозь землю. Стопка уголовных дел по угонам росла. Когда их число перевалило за 50, за дело взялась прокуратура. Прокурор Ленинского района сразу увидел главное – “почерк” у всех краж был одинаковым.

Сначала автомобили угоняли от супермаркетов в вечернее время. Позже, видимо, обнаглев от безнаказанности, злоумышленники стали выходить на автоохоту и средь бела дня. Даже от здания УВД однажды “ушла” в неизвестном направлении “десятка”. Опера нашли на месте преступления только огорченного хозяина. Через пять минут поступил новый звонок: “От здания УВД угнали “десятку”. Милиционеры было отмахнулись: “Знаем”. Однако это была уже другая “десятка”, которая стояла рядом с первой. Все попытки выйти на след воров заканчивались полным провалом. До тех пор, пока однажды оперов не осенило: среди них был предатель…

Чужой среди своих

Для проверки запустили ложные сведения – и утечка информации подтвердилась. Кадровые сотрудники были вне подозрений, на “прицел” взяли новичка. 43-летний Дмитрий Ильич раньше работал охранником у больших начальников. При небольшой зарплате носил очень дорогие костюмы и обувь, как отмечают его коллеги, всегда имел при себе солидную сумму денег. Наружное наблюдение за коллегой подтвердило подозрение, оставалось только взять его с поличным. Однажды Дмитрий Ильич бросил фразу: “Кому нужна дешевая машина?”. Естественно, тут же нашелся подставной покупатель с мечеными купюрами… Сегодня против нечистоплотного сотрудника возбуждено уголовное дело.

“Угнать за 60 секунд”

События в Ульяновске проходили, можно сказать, по сюжету американского боевика “Угнать за 60 секунд”. Ввиду тайны следствия мы пока не можем сообщить подробности. Стоит только отметить, что угонщики отличались высоким “профессионализмом”, умело пользуясь последними достижениями технического прогресса, играя с милицией “на опережение”. Только в марте 2004 года, наконец, удалось арестовать семерых подозреваемых, двое ударились в бега. И опять же, при всей неожиданности арестов, связь злоумышленников работала с блеском. Они и здесь пытались играть на опережение – например, смогли предупредить “коллегу”, уехавшего за город на рыбалку. Но в этот раз милиционеры опередили преступников – на запястьях “рыболова” защелкнулись наручники. Бандиты были в шоке: когда же опера вышли на их след? Успешно угнав почти 60 машин, супермены (в возрасте от 20 до 26 лет) решили, что удача – их верная союзница. На момент ареста было собрано четыре тома оперативных материалов с описанием их разгульной жизни. При обысках в “отстойниках” нашли 7 машин, некоторые из которых были угнаны накануне. В карманах каждого арестованного нашлось ни много ни мало по 100 тысяч рублей – видимо, на мелкие расходы.

Все гениальное просто

Мозговой центр угонщиков находится в Тольятти. Год назад на помощь нашим “автолюбителям” оттуда приехали трое “специалистов”, что дает основание говорить о межрегиональной сети угонщиков. Но уникальность их работы состоит даже не в их “международной” дружбе – угонщикам сильно посодействовали российские хакеры с их системой “Паук”, благодаря которым на свет появились небольшие устройства – сканеры, позволяющие открыть любой автомобиль даже с самой сложной сигнализацией. Внешне все выглядело незаметно. Так, хозяин машины, подъехав к супермаркету, не мог закрыть ее с первого раза, потому что стоявший неподалеку угонщик считывал сканером код сигнализации. Со второго раза машина легко закрывалась. Один злоумышленник провожал автовладельца в магазин и, дождавшись, когда тот скроется в продуктовом лабиринте, подавал знак напарнику о начале “операции”. Автомобиль вскрывался нажатием кнопки на сканере, вместо ключа зажигания использовалась скрутка из металла. Таким образом, на угон уходило от двух до пяти минут.

Маркетинг по-русски

Пять оборудованных преступниками “отстойников” для краденых машин (в каждом районе Ульяновска) ничем не уступали станциям техобслуживания. Там было все, чтобы перекрасить автомобиль, поменять номера, заменить запчасти и изготовить фальшивые документы. После технической обработки приступали к маркетингу. Самым доходным считался американский “апгрейд”: путем небольших затрат автомобиль делали “новым” и дорого продавали. Второй метод был российским: пострадавшему предлагали выкупить свою любимицу за 60-80 тысяч рублей. Многие владельцы, не надеясь, что их автомобиль будет найден, соглашались. Стоит ли говорить, что доходы у автоворов были колоссальными, и это позволяло им нисколько не стеснять себя в средствах. Кстати, украденные и “сменившие имидж” машины, на которых раскатывали преступники, ни разу никто не узнал.

Редакция благодарит пресслужбы прокуратуры и УВД области за помощь в подготовке материала.