В различных СМИ неоднократно описывался процесс развала и доведения до банкротства крупнейшего в Европе авиакомплекса – ОАО «УАПК «Авиастар». Была серия статей: «Авиастар – история убийства», «Кому принадлежит Авиастар» и т.д.

Те, кому небезразлична судьба завода, всю эту историю хорошо знают.

Главное, что в результате преобразований УАПК в 1998 году появилось новое предприятие – ЗАО «Авиастар-СП», включающее в себя весь производственный комплекс и свободное от долговых обязательств «Большого Авиастара».

Сегодня ЗАО «Авиастар-СП» – современное, перспективное предприятие, имеющее пакет заказов на несколько лет, по итогам 2003 года впервые получена прибыль, на заводе растет заработная плата, идет набор рабочих и служащих.

А «Большой Авиастар» – ОАО «УАПК «Авиастар» сегодня фактически банкрот, с долгами почти 2 миллиарда рублей. По итогам процедуры внешнего управления внешним управляющим, аудиторами Счетной палаты РФ сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности УАПК, необходимости признания его банкротом и открытии конкурсного производства.

Что это означает на деле:

1. В результате реализации остатков имущества кредиторы получат пусть не в полном объеме, но определенные реальные средства, пропорционально долгам УАПК перед ними.

2. В рамках расчетов будут возобновлены выплаты дивидендов акционерам ОАО «УАПК «Авиастар» за 1995 год, приостановленные из-за арестов имущества и денежных средств предприятия за неуплату текущих налогов.

3. Жилой фонд УАПК, дороги, объекты медицины, земельные участки будут наконец официально переданы в муниципальную и федеральную собственность, что позволит заложить в бюджет средства на их содержание – дотацию выпадающих доходов по жилью, выплату субсидий гражданам, ремонт и очистку автодорог, финансирование медучреждений. Сегодня у «Авиастара» на это нет средств, а город и область для этого «не имеют юридических оснований».

4. После передачи жилого фонда в собственность города возобновится процесс приватизации гражданами квартир и комнат, остановленный сегодня Департаментом регистрации недвижимости из-за «отсутствия подтверждения права собственности УАПК на жилые дома».

5. Вопросы расселения общежитий УАПК, закрепления жилплощади за проживающими гражданами будут сразу решаться на уровне комиссии мэрии по жилью, минуя ведомственные этапы.

6. Вопросы технического обслуживания, текущего ремонта, вывоза мусора в жилом фонде УАПК будут решаться напрямую специализированными предприятиями ЖКХ города и области.

7. После передачи в государственный земельный кадастр участков (около 200 га), которые сегодня формально числятся за УАПК, появится возможность развития инфраструктуры нового города (жилые дома, магазины, кафе, многоэтажные парковки и т.д.), создания новых рабочих мест за счет средств частных инвесторов, которые не могут оформить аренду земли в городе, т.к. у города «свободной земли нет».

8. Вопросами выдачи справок о зарплате, подтверждения льготного стажа для начисления пенсий будет профессионально заниматься городской архив, куда передаются все документы предприятий-банкротов.

9. После ликвидации УАПК навсегда исчезнут юридические риски пересмотра решения о создании ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Туполев», других предприятий. Повысится их инвестиционная привлекательность. Вовлечение этих предприятий в процедуру банкротства УАПК было бы для них губительным.