В Ульяновске вновь поднимается волна по пересмотру, а если точнее по повышению, тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Теперь это собираются сделать уже под флагом проведенного аудита, показавшего, что наши тарифы якобы сильно занижены. Сравнение с другими регионами говорит, однако, об обратном: тарифы в Ульяновске по-прежнему либо выше, чем у соседей, либо примерно на одном с ними уровне. А чего стоят даже эти официальные цифры, красноречиво показал пример жителя города Березники Владимира Сизова. О его борьбе против обдираловки в сфере ЖКХ, приведшей к тому, что семья Сизова платит за однокомнатную квартиру теперь не больше 150 рублей в месяц, поведали «АиФ». Вот этот рассказ.
А если вдруг война?
Сколько сил, времени и нервов было потрачено за эти годы на то, чтобы добиться законного права оплачивать только реальные коммунальные услуги, а не «среднеарифметические» по городу. А началось все в 1997 году, когда Владимир решил отказаться от ненужной ему радиоточки.
– Мы не можем этого допустить, – испугалось ответственное лицо. – А если вдруг война? По радио будут передавать важную информацию, а вы не услышите.
– Да у меня даже нет радиоприемника…
Тогда чиновники предложили Владимиру Сизову внести деньги за то, что он отказывается от услуги, – 35 рублей. Логика абсурда – платить за то, чего не надо. В конце концов радиоточку ему отключили – «за неуплату». И совершенно бесплатно.
Владимир первым в городе установил у себя в квартире счетчики воды. Естественно, не обошлось без боя. Чего только не придумывали работники домоуправления, чтобы усложнить их установку. «Нужен проект – придется заплатить. Счетчики берите наши. Сварщики освободятся через месяц». Владимир Петрович сам установил водомеры. Ему, инженеру, это не составило труда. За такое самоуправство его вызвали «на ковер» в управление городского хозяйства. Но против логики жильца: «Моя вода. Хочу – считаю, хочу – нет» – возразить ничего не смогли и оставили в покое. Специалист «Водоканала» проверил водомеры и выдал справку о том, что Владимир Сизов имеет право платить только за то количество воды, которое израсходовал. С тех пор раз в месяц он звонит в домоуправление и сообщает текущие показания счетчиков. В расчетном центре подсчитывают, сколько он потратил, и начисляют плату за воду. За месяц семья Сизовых расходует около семи-девяти кубометров горячей и холодной воды и платит около 40 рублей.
Ситуация, когда летом приходится превращаться в «моржей», знакома многим. Едва растает снег, коммунальщики отключают горячую воду и приступают к ремонту трубопровода. Затем опрессовка, следом чистка бойлера, а завершается вся эта подготовка к зиме глубокой осенью очередной аварией. Бороться с этим бесполезно, решил наш герой и установил газовую колонку, несмотря на строгое предупреждение, что теперь ему придется платить почти в три раза больше – 60-80 рублей в месяц. Счетчик на газ Владимир все же установил. Внес 100 рублей, чтобы оплатить хотя бы на месяц, а получилось, что этих денег хватило аж на четыре (!) года.
Аудит в собственной квартире
В прошлом году Сизов в очередной раз стал первопроходцем – установил в квартире счетчики на тепло. Но прежде подсчитал, что все-таки выгоднее: платить за реально потребленное тепло или за те гигакалории, которые «на глаз» определяют коммунальщики. Для этого провел теплоаудит своей квартиры. Пришлось учитывать материал, из которого сделаны стены, их толщину, расположение квартиры – она у него угловая, на последнем этаже. Владимир даже выяснил, сколько тепла уходит из квартиры через потолок. После всех расчетов оказалось, что больше всего тепла выдувалось сквозь деревянные рамы, и Сизов установил пластиковые окна. Кроме того, утеплил чердак стекловатой и поставил вторую дверь в подъезде. И лишь после этого установил теплосчетчик.
Прибор собирает показания температуры входящего и исходящего теплоносителя, а также сведения о том, сколько горячей воды прошло через батареи. Теплосчетчик можно подключать к персональному компьютеру или ноутбуку и распечатывать показания. На основании этих данных в «Теплоэнерго» рассчитывают плату за отопление и высылают счет. На всех батареях Сизов установил специальные регуляторы. На ночь уменьшает подачу тепла, а когда все уходят из дому, вообще выключает батареи. В результате плата за отопление за всю зиму ни разу не превысила пятидесяти рублей в месяц, в феврале же она составила всего 27 (!) рублей.
Два года назад коммунальщики подали на Сизова в суд за то, что он отказался оплачивать технический ремонт дома. Хотя Владимир сам ремонтирует крышу, утепляет чердак и меняет трубы, из домоуправления ему регулярно приходят счета за техобслуживание. Доказать мировому судье, что услуги действительно предоставлялись, коммунальщики не сумели, и он встал на сторону Сизова. Тогда они подали апелляцию в городской суд, который на основании постановления Совета Министров СССР 1964 года все же обязал Владимира заплатить за техническое обслуживание, которого не было.
Но Сизов – мужик упрямый: предложил разделить плату за техобслуживание. Он готов платить за вывоз мусора, за ремонт инженерных сетей лишь после того, как коммунальщики смогут сказать, сколько денег на это было потрачено и какая часть приходится на его квартиру.
За перипетиями отношений Владимира Сизова с работниками ЖКХ наблюдает весь город. Число его горячих поклонников увеличивается прямо пропорционально тому, как растет плата за коммунальные услуги. «АиФ» продолжит следить за отстаиванием В.Сизовым своих прав.