C этого номера Ульяновская Городская Дума начинает публикацию отдельных пунктов аудиторских заключений по результатам экспертизы и экономического обоснования тарифов муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства г.Ульяновска. Публикация является выборочной потому, что заключения представляют собой весьма объемные документы с перечислением обширной законодательной базы, подробных методик расчета и специфической информации, понятной только узким специалистам. Вниманию горожан представляются выводы о состоянии предприятий и о размерах экономически обоснованных тарифов – то, что понятно и важно для каждого жителя. Выборочность публикации заключений не означает, что какая-то информация намеренно скрывается.

«Водоканал»

Результаты экспертизы и экономического обоснования тарифов на услуги водоснабжения (питьевого качества) и водоотведения УМУП «Ульяновскводоканал».

Аудиторы провели анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и сделали вывод о его достаточной финансовой независимости и устойчивости. Процесс финансирования хозяйственной деятельности предприятия осуществляется за счет собственных источников, оно способно поддерживать свою платежеспособность. Но маневренность собственного капитала недостаточная, что объективно обусловлено сложившимися убытками от хозяйственной деятельности. Есть замечания по соответствию уставных учредительных, юридических, распорядительных и организационных документов действующему законодательству.

Среднегодовой износ основных производственных средств предприятия в 2003 году составил 58,4%. Хотя общее техническое состояние «Водоканала» аудиторы условно охарактеризовали как удовлетворительное, однако они отметили прямую тенденцию к ухудшению ситуации. Причем наихудшее техническое состояние наблюдается по участкам внутриквартальных водопроводных и канализационных сетей.

Вызывает тревогу факт эксплуатации основных средств с продолжительным сроком эксплуатации (в т.ч. свыше 30 лет), а также резкого увеличения количества аварий в 2003 году. Данная ситуация требует значительных затрат на ремонт и техническое обслуживание и может привести в дальнейшем к неспособности «Водоканала» выполнять поставленные задачи по объему и качеству оказываемых услуг. Выходом из данного положения, по мнению аудиторов, может послужить активное вложение средств в реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

Проведенный анализ структуры управления показал, что «Ульяновскводоканал» обладает достаточно рациональной структурой с централизованной системой ответственности по участкам географического расположения и по видам выполняемых работ. Но состояние трудовых ресурсов характеризуется как нестабильное, текучесть кадров превышает в среднем 12%. Причем большая часть изменений штата происходит в группе работников основного производства, что может оказать негативное влияние на работу организации ЖКХ. Исходя из своего опыта, аудиторы сделали вывод, что среднемесячная заработная плата на «Ульяновскводоканале» (чуть выше 4300 рублей) ниже, чем среднеотраслевой показатель на 11% и ниже, чем у аналогичных предприятий ЖКХ. В результате чего предприятие не привлекательно для потенциальных работников высокой квалификации, что является одной из причин оттока трудовых ресурсов.

«Ульяновскводоканал» обеспечено приборами учета отпуска воды для контроля собственной производственной деятельности. Аудиторы считают, что на предприятии имеются внутренние резервы повышения эффективности производства и обеспечения энергоресурсосбережения в рамках сокращения потерь материального носителя услуги по водоснабжению. «Водоканалу» следует добиваться экономии воды, сокращения ее утечек и неучтенных расходов, что позволит изыскать дополнительные финансовые ресурсы и снизить себестоимость по отношению к нормативным, утвержденным величинам.

По итогам 2003 года уровень тарифов для населения в возмещении калькуляционной единицы себестоимости одного куб. м отпущенной питьевой воды и одного куб. м пропущенной сточной жидкости составляет 73,89% и 72,83% соответственно. По состоянию на 1.01.04 г. тарифы для населения утверждены органами местного самоуправления с применением системы перекрестного субсидирования (существуют дифференцированные тарифы для различных групп потребителей), тогда как эта практика уже должна быть отменена в соответствии с Постановлением правительства РФ «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов».

Аудиторская фирма произвела нормативный экономически обоснованный расчет тарифов (планово-расчетная себестоимость + рентабельность) на оказание услуг водоснабжения и водоотведения на основании действующих федеральных стандартов, норм и нормативов.

Планово-расчетная себестоимость полезного отпуска одного куб. м воды (питьевого качества) на МП ЖКХ «Ульяновскводоканал» на 2004 год составляет 6,29 рубля, а средний экономически обоснованный тариф (планово-расчетная себестоимость + 11,73% рентабельность) – 7,04 рубля (без НДС). Планово-расчетная себестоимость пропуска одного куб. м сточной жидкости на 2004 год составляет 6,4 рубля, а средний экономически обоснованный тариф (планово-расчетная себестоимость + 11,73% рентабельность) – 7,17 рубля (без НДС).

То есть показатели себестоимости и экономически обоснованных тарифов на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для УМУП «Ульяновскводоканал», рассчитанные аудиторами на базе действующих федеральных стандартов, норм и нормативов, оказались выше средних действующих тарифов.

ЖКХ «Новый город»

Результаты экспертизы и обоснования платы (цены) за ремонт жилья (без ремонта и технического обслуживания лифтов), платы (цены) за содержание жилья, платы (цены) за ремонт и техническое обслуживание лифтов, тарифа на вывоз ТБО МУП ЖКХ «Новый город», г. Ульяновск.

На основании проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности МУП ЖКХ «Новый город» аудиторы сделали вывод о недостаточной финансовой устойчивости предприятия, поскольку процесс финансирования хозяйственной деятельности осуществляется за счет заемных источников. С позиций ликвидности структура баланса является неудовлетворительной, а предприятие не может поддерживать свою платежеспособность.

Уставные учредительные, юридические, распорядительные и организационные документы в основном соответствуют действующему законодательству. Изношенность основных средств на конец анализируемого периода составляет 50,26%.

Вместе с тем аудиторы считают, что предприятию необходимо предусмотреть в типовых договорах, заключаемых с потребителями реализуемых услуг условия, гарантирующие уровень качества, надежности и экологической безопасности предоставляемых услуг, прекращения или ограничения подачи ЖКУ, а также санкции по отношению к поставщику (предприятию) в связи со снижением качества предоставляемых ЖКУ.

Проведенный анализ структуры управления показал, что предприятие обладает рациональной структурой управления с централизованными системой ответственности по участкам географического расположения и по видам выполняемых работ. Уровень оплаты труда работников на предприятии соответствует требованиям действующего отраслевого законодательства. Однако существуют проблемы со своевременной выдачей заработной платы.

Аудиторская проверка показала, что на МУП ЖКХ «Новый город» не соблюдается в полной мере Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденная Постановлением Госстроя России от 23.02.99 г. №9, в части формирования отчетных показателей, касающихся отражения в калькуляциях затрат, относящихся исключительно к данному виду деятельности. В результате чего в данные отчетные документы, которые изначально должны содержать информацию о произведенных в процессе осуществления соответствующего вида деятельности расходах и о фактической себестоимости калькуляционной единицы, предприятием включаются сведения о затратах, как относящиеся, так и не относящиеся к рассматриваемому виду деятельности.

В процессе экспертизы тарифов были обнаружены определенные недостатки и недочеты в планировании себестоимости производства коммунальных услуг и калькулировании себестоимости единицы коммунальной услуги. Аудиторы считают, что предприятию следует более четко соблюдать требования действующих отраслевых нормативно-методических материалов и документов.

Аудиторская фирма произвела нормативный расчет экономически обоснованных цен и тарифов (планово-расчетная себестоимость + рентабельность) на оказание услуг по содержанию и ремонту жилья, вывозу ТБО, техническому обслуживанию и ремонту лифтов на основании действующих федеральных стандартов, норм и нормативов.

Планово-расчетная себестоимость услуг по содержанию одного кв. м общей площади жилья на предприятии на 2004 год составляет 2,28 рубля, а средняя экономически обоснованная цена (планово-расчетная себестоимость + 10% рентабельность) – 2,51 рубля (без НДС).

Планово-расчетная себестоимость услуг по ремонту одного кв. м общей площади жилья на предприятии на 2004 год составляет 4,08 рубля, а средняя экономически обоснованная цена (расчетная себестоимость + 10% рентабельность) – 4,48 рубля (без НДС).

Планово-расчетная себестоимость вывоза одного куб. м твердых бытовых отходов на предприятии на 2004 год составляет 70 рублей, а средний экономически обоснованный тариф (планово-расчетная себестоимость + 10% рентабельность) – 77 рублей (без НДС).

Планово-расчетная себестоимость технического обслуживания и ремонта одного лифта в месяц на предприятии на 2004 год составляет 1683,49 рубля, а средний экономически обоснованный тариф (планово-расчетная себестоимость + 10% рентабельность) – 1851,84 рубля (без НДС).

То есть показатели себестоимости и экономически обоснованных (планово-расчетная себестоимость + рентабельность) тарифов на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, вывозу ТБО, техническому обслуживанию и ремонту лифтов для МУП ЖКХ «Новый город», г. Ульяновск, рассчитанные аудиторской фирмой на базе действующих федеральных стандартов, норм и нормативов, выше действующих тарифов. Утверждение цен на оказание услуг по содержанию и ремонту жилья, тарифов по вывозу ТБО, техническому обслуживанию и ремонту лифтов, рассчитанных на базе нормативного подхода, предусматривает полное соблюдение МУП ЖКХ «Новый город» норм и нормативов оказания услуг ЖКХ, а следовательно, полноценное освоение предусмотренных нормативами ресурсов с целью расширенного воспроизводства и поддержания должного уровня качества оказываемых услуг.

Кстати, руководитель этого предприятия отказался от подписания согласования отчета. Приняты же к рассмотрению будут тарифы только тех предприятий, которые согласовали отчеты аудиторов. Кроме того, депутаты Городской Думы считают, что повышение тарифов для населения возможно только при наличии гарантий получения качественной услуги, проведения мероприятий по снижению издержек предприятий, сбалансированности бюджета по расходам на ЖКХ.