Полгода работы нового состава ЗСО: что сделано? Народ не доверяет Прошло полгода, как действует новый состав Законодательного Собрания области. Действительно новый, потому что из прошлого созыва в нем осталось только четыре «старых» депутата. Появились новые лица на ульяновской политической сцене, весьма разные. Есть и очень шумные, как Матвей Володарский. С другой стороны, не слышно стало одного из самых активных прежде депутатов – Олега Горячева.

Отношение населения к депутатам весьма противоречивое. От них, с одной стороны, ждут помощи в решении жизненно важных проблем, с другой – уровень доверия к депутатам и к органам представительной власти в целом очень низок. Индекс доверия к ЗСО в г.Ульяновске с ноября 2003 по май 2004 снизился более чем на 20%.

В мае текущего года, еще до истории с повышением тарифов на услуги ЖКХ, положительно оценили деятельность ЗСО – 2,1%, нейтрально – 29,6%, отрицательно – 65,4%. Фактически можно говорить о кризисе демократии в России на примере города Ульяновска. Конечно, у кризиса демократии есть множество причин. Объективные: согласно Конституции 1993 г. Россия – президентская республика, для которой характерна приниженная роль законодательной власти по отношению к исполнительной; традиции российской политической культуры, отдающей приоритет централизованной исполнительной власти царя, генерального секретаря, президента; революционный хаос 90-х годов, сформировавший запрос на сильную власть, способную навести порядок по принципу «лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Где остальные?

Но вернемся к нашим депутатам ЗСО. Сложно судить об их реальной деятельности по той информации, что дается в СМИ, но можно поразмышлять о причинах падения уважения к региональному парламенту по фактору публичности его деятельности. Под публичностью обычно понимают открытую, прозрачную деятельность по защите общественно значимых, а не личных интересов.

К публичности относят еще и наличие постоянного контакта с населением, привлечение его к подготовке и обсуждению принимаемых решений. В обыденном смысле под публичностью понимают открытую и своевременную информацию о деятельности политика или политического органа.

Публичность, конечно, является внешней характеристикой деятельности ЗСО. Центр социологических исследований, составляя рейтинг публичности, берет за основу упоминаемость депутатов в СМИ: их выступления по радио, ТВ, в печати; упоминания и ссылки на мнение того или иного депутата другими лицами, журналистами. По нашему мнению, рейтинг публичности отражает формирование имиджа, образа депутата в глазах населения, создаваемый СМИ и выступлениями самих депутатов.

Наиболее часто упоминаемыми депутатами ЗСО за прошедшие полгода оказались председатель ЗСО Зотов, руководители партийных фракций – Фролов, Кругликов, Коган, председатели комитетов – Селиверстов, Ермаков, Балакишиева, а также ряд депутатов – Аладин, Литвинов и Володарский. Остальных 16 депутатов практически не видно и не слышно на страницах местных газет.

Заседают – слушают

Возникает закономерный вопрос: а зачем населению, избирателям знать о деятельности депутатов, Законодательного Собрания в целом?

Политическая функция представителей народа состоит в том, чтобы, во-первых, через обсуждение принимаемых законов донести точки зрения различных слоев населения друг до друга и до исполнительной власти, согласовать позиции, интересы и найти некий компромисс, чтобы интересы одной социальной группы не были удовлетворены за счет интересов другой. Например, выделить средства на лекарства для ветеранов за счет ликвидации государственной поддержки сельхозпроизводителей или наоборот.

Вторая политическая функция депутатов – постоянный контакт с населением, встречи, изучение общественного мнения избирателей своего округа по наиболее острым вопросам, обсуждение готовящихся законопроектов, чтобы до принятия законов услышать замечания, предложения, поддержку будущих решений.

И третье важное направление работы – помощь избирателям своего округа в решении нестандартных проблем. Каждый из нас сам должен решать свои проблемы, но бывают уникальные ситуации, когда человек не в состоянии справиться сам, нужна помощь со стороны. И не всегда это должна быть помощь через бюджет. Самый легкий вариант для депутата – потребовать увеличения какой-либо статьи, а потом развести руками, если принято было коллегиально другое решение. Депутат может и должен помочь найти благотворительный фонд, формы государственной поддержки, защитить юридически права гражданина перед чиновником или работодателем и т.д.

Чем же были заняты прошедшие шесть месяцев депутаты ЗСО? По сообщениям СМИ, они в основном заседали на рабочих совещаниях, семинарах-совещаниях, заседаниях комитетов и Законодательного Собрания. Ряд депутатов (Зотов, Инешин, Лаврушин, Фролов) провел встречи с избирателями в районах области. Принимали участие в различного рода праздничных и представительских мероприятиях. Однако ни проблем, ни интересных размышлений, оригинальных предложений по деятельности ЗСО и отдельных депутатов на страницах газет не оказалось. Лишь скупая и серенькая информация: собрались, посидели-поговорили и разошлись. Создается противоречивая картина: или депутаты не принимают никаких решений, или журналисты местных СМИ не могут профессионально разъяснить, доступно показать смысл дискуссий, различных точек зрения, принятых итоговых решений.

Стань слугой…

Население ждет действенных шагов, избирателей не устраивают показные, популистские решения. Например, 22 апреля, через 10 дней после отключения горячего водоснабжения и тепла, ЗСО приняло постановление считать преждевременное отключение тепла и ГВС «грубым нарушением обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав» человека. Депутаты публично перед камерами поругали городскую власть, руководство ЖКХ, а что дальше? Четвертым пунктом своего решения ЗСО записало: «Просить прокуратуру Ульяновской области принять меры прокурорского надзора». Но информации о реакции прокуратуры на решение ЗСО не было. Да и депутаты, приняв решение, видимо, забыли о нем.

В общем, удивляться падению доверия и нежеланию населения участвовать в выборах органов представительной власти не приходится. Может быть, действительно верна народная поговорка: «Хочешь жить лучше, чем народ, стань слугой народа»?

Не хотелось бы заканчивать на такой пессимистической ноте. Неужели сами депутаты так и не поняли необходимости широкого освещения своей работы, постоянного контакта с журналистами, изучения общественного мнения. Давно известно, что люди, избиратели ведут себя так, как понимают ситуацию, как видят ее, в том числе и через СМИ. Не строим ли мы себе дорогу к унитарному государству сами?

Нина Дергунова, доктор политических наук, директор Центра социологических исследований.