Раньше считалось, что в России две беды – дураки и дороги. Сегодня эту формулу надо, видимо, расширить до следующей: «В России три беды – дороги, дураки и коррупция». На днях третью беду обсуждали на межрегиональной конференции в Санкт-Петербурге. Нашу область на форуме представляла лидер движения «Ульяновцы» Татьяна Сергеева.

– Татьяна Владимировна, конкретно для ульяновской ситуации почерпнули там чего-нибудь?

– Конференция посвящалась проблеме прозрачности бюджета. Обсуждали эту тему с разных точек зрения: бюджет и права человека, бюджет и коррупция, прозрачность бюджетных потоков в сфере ЖКХ… Так что, как видите, темы для Ульяновской области самые актуальные.

На всех этапах бюджетного процесса (от бюджетного послания губернатора до отчета об исполнении бюджета) общественные организации у нас не только не участвуют, но и близко не допущены к этой работе. Кто учитывает их мнение? Где они имеют возможность это мнение высказать?

В цивилизованных российских регионах для этой цели используют такую форму, как общественные слушания. Собираются лидеры общественных организаций, активные граждане, обозначают проблемные точки, высказывают предложения. Нам что, негде собраться?

Какая-то видимость прозрачности бюджета появляется у нас только на этапе его представления. Присутствуют, кроме депутатов, журналисты, общественные организации. Но как они реально могут повлиять на процесс? Да, пожалуй, никак.

Когда же речь заходит об исполнении бюджета, то говорить о контроле общественности в наших условиях просто смешно. Исполнительная власть с утвержденным депутатами бюджетом делает что хочет.

– Что нам сейчас остро требуется, так это прозрачность в финансовых потоках ЖКХ…

– Безусловно. Услышала на семинаре актуальные стихи:

Шкуру сдай и потроха –

Кушать хочет ЖКХ!

Никто не хочет (или не может?) у нас разобраться в структуре себестоимости и содержании тарифов ЖКХ. Кто бы взялся за объективный анализ и сказал: вот эти расходы (скажем, цены на энергоносители) растут объективно и повлиять на них мы не можем. А вот эти (потери, воровство, бесхозяйственность) можно существенно сократить.

Но тогда одновременно с повышением тарифов нужно было бы утвердить и программу снижения их себестоимости. Это было бы грамотное и справедливое решение. А бесконечный рост тарифов – это путь в тупик. Терпение народа хоть и велико, но не безгранично.

Никто не работает и над содержанием услуг ЖКХ. Разные по качеству услуги должны стоить по-разному. Вода одной температуры – столько-то. Вода другой температуры – по-другому. То же касается и прочих услуг.

Прогубернаторские СМИ сейчас в один голос трубят, что Шаманов защитил народ. Но давайте процитируем классиков. Первое: «Водку покупают по любой цене, а за квартиру заплатить не хотят». (М.И.Шканов.) Второй классик: «Сотовые телефоны покупают и на маршрутках ездят, а за коммуналку заплатить нечем». (А.Ю.Бударин.)

То есть сказать, что администрация области – сторонник снижения тарифов, не получается. Они никогда и не видели ничего страшного в том, чтобы тарифы повышались. И заметьте: Шаманов выступил с осуждением решения Гордумы только после того, как прокурор области Малышев внес свой протест! А до этого присматривался, видимо: вдруг и это решение терпеливые ульяновцы проглотят, тогда одной головной болью меньше. И что же это за высокопрофессиональная команда администрации, которая не знает основных правительственных документов в сфере ЖКХ? А главный федеральный инспектор, которому мы платим деньги за то, чтобы следил за соблюдением законодательства, вообще промолчал!

И то, что губернатор с таким пафосом назвал «политическим решением», я бы назвала политическим фарсом.

Ну и на тему «бюджет и коррупция». Несколько разрозненных фактов, которые, я надеюсь, люди в погонах когда-нибудь соединят. Первое. В область периодически завозили очень некачественный мазут. Второе. «Ульяновскжилкомхоз» (получатель бюджета) в последние годы очень любил заключать договоры на поставки мазута с московскими фирмами-однодневками. Третье. В области обнаружена сеть полуподпольных «самоварных» заводов по переработке нефти. И четвертое. Когда в 2002 году в область пришли целевые федеральные деньги на отопление, исполнительная власть с боями (вопреки позиции части депутатов ЗСО) отдала эту сумму именно в «Жилкомхоз».

Вот четыре разрозненных факта. Пусть люди с логикой соединят их в одно целое. И есть ли тут коррупция, пусть каждый решит для себя.

Я уже здесь не привожу пример известного куромора Шевченко, чье ОГУП «Ульяновскптицепром» – государственное предприятие. А Сенгилеевский цемзавод? Стрелочников посадили, а 51 млн рублей кто вернет государству?

У власти куроморы – в этом беда. Всюду, куда ни посмотри, людям приходится сегодня дорого платить (продукты, лекарства, жилищно-коммунальные услуги). Такой вот оказалась расплата за выбор, который область сделала четыре года назад.