Ульяновцы в 2003 году жили нормально. Так решило областное Законодательное Собрание, признав в четверг итоги социально-экономического развития Ульяновской области за 2003 год удовлетворительными.

Правда, преамбула этого решения звучит странно: «Несмотря на тенденцию реального снижения уровня жизни большей части населения области, наметились тенденции по улучшению экономических показателей в промышленности, увеличение индекса оборота розничной торговли, внешнеторгового оборота, объема экспорта, а также роста номинальной заработной платы». Выходит, экономика у нас оживает, но большинству ульяновцев становится только хуже. Вот так – ни больше, ни меньше.

Что же удовлетворительного зафиксировано статистикой в 2003 году и утверждено Собранием? Например, увеличение физического объема промышленного производства на 4,8 процента. Рост в полиграфической промышленности на 40 процентов. Рост оборота розничной торговли на 11 процентов. Подъем реальных денежных доходов населения на 7,6 процента. И в то же время увеличившаяся смертность превышает рождаемость на 8 человек (с каждой тысячи). Хлеба собрано меньше, чем в 2002 году, на 61,5 процента. Продолжилось падение поголовья скота и птицы, снизилось производство молока и яиц. Вероятно, средние доходы растут за счет наиболее состоятельной части ульяновцев, а беднота просто вымирает.

Вообще оценка итогов ушедшего года – любопытная вещь. Депутаты на таком вопросе оттягиваются кто во что горазд. Один говорит, жили плохо, потому что, например, мукомольно-крупяное производство в области обрушилось почти наполовину. Другой отвечает, нет, все о’кей, так как бурно развивалась связь, побит абсолютный рекорд по установке телефонов. Третий вообще считает оценку социально-экономического развития делом непринципиальным: главное, мол, смотреть вперед и не повторять ошибок. Но смотрит ли кто-то после этого вперед? На что влияет оценка депутатов? Как сказал председатель ЗС Борис Зотов, за какой-то год ставили и «двойку», а экономические законы действуют независимо, сами по себе.

Тут уважаемый спикер прав лишь наполовину. Неумолимыми остаются не только законы рынка, но и власть. Администрация, скажем, продолжает разрабатывать бюджеты выживания, которые тоже не полностью исполняются, а ЗС продолжает их принимать. Реальных же шагов по выводу области из кризиса, по наполняемости казны, по привлечению серьезных денег в регион не видно.

Заместитель губернатора по экономике Игорь Егоров на последнем заседании ЗС посетовал, что Ульяновская область занимает 37-е место в России по товарообороту и только 62-е – по уровню зарплаты. Разница, мол, выдается в конвертах, но все молчат. А это – потеря налогов. Однако обижаться власти следует в первую очередь на себя. Ведь это она фактически предает простых людей, не исполняя обещанного, задирая тарифы, не защищая ульяновцев ни от работодателей, ни от чиновников, ни от криминала. Простой народ остается со своими проблемами один на один, потому и соглашается на оплату в конвертах, на левую торговлю и тому подобное. Так сегодня проще выжить.

Оценка «удовлетворительно» развитию области вызвала неоднозначную реакцию и среди депутатов. Олег Горячев и Матвей Володарский сразу после голосования покинули зал в знак протеста. Владимир Аладин остался, но сказал, что на любом сходе граждан люди, услышав, что прожили минувший год нормально, смели бы выступающего. Подобное отношение к собственной жизни ульяновцы, кстати, уже высказали, проголосовав дважды против всех на выборах в Госдуму. Пойдет так дальше – прокатят и губернатора с мэром. Но обладминистрация и большинство ЗС словно не понимают этого.