Горячей воды в городе уже три месяца нет, и когда будет – неизвестно. Зато есть мнение некоторых специалистов, что, пока ульяновские ТЭЦ находятся в руках РАО «ЕЭС», населению не видать ни ГВС летом, ни нормального тепла в квартирах зимой. Теплоцентрали, считают оппоненты РАО, следует передать тем, кто заинтересован в их эксплуатации, а не в простоях. Называют в первую очередь «Газпром».

Реформа энергетики по варианту главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса приостановлена. Сделал это премьер-министр РФ Михаил Фрадков, пожелавший, как сообщила пресса, разобраться в вопросе досконально. Вновь план Чубайса вынесут на обсуждение в начале зимы.

Одна из обнародованных целей реформы – развитие конкуренции в энергосфере. Так, тепловые электростанции планируется выделить в отдельные АО и продать инвесторам. Не секрет, впрочем, что команда Чубайса надеется сделать все это таким образом, чтобы ТЭЦ остались под ее контролем. А в Ульяновске она хотела бы еще и нарастить свои активы, включив в них Южную котельную. Однако опыт и нашей области, и многих других регионов России свидетельствует, что ТЭЦ под разными предлогами – чаще всего это требование долгов – либо переводятся энергетиками в режим пониженной загрузки, либо останавливаются совсем. А страдает от таких манипуляций население.

И уже писалось, что дело здесь не столько в долгах потребителей за энергоресурсы, сколько в том, что эксплуатировать ТЭЦ энергетикам просто невыгодно. Себестоимость электричества, вырабатываемого гидроэлектростанциями, в три-четыре раза ниже, чем вырабатываемого ТЭЦ, поэтому торговля продукцией ГРЭС дает РАО сверхприбыли. В условиях переизбытка электрической энергии они, останавливая ТЭЦ, расширяют рынок для электричества с ГРЭС. А отключая горячую воду и тепло, переводят население на электроприборы, за счет чего еще больше увеличивают свою прибыль.

Газовики при этом теряют, поскольку ТЭЦ работают на добываемом ими топливе. Если же теплоцентрали перейдут в их ведение, они смогут продавать уже не сырье, а товар – электро- и тепловую энергию. Тогда-то и начнет формироваться конкурентная среда: на рынке будет присутствовать электричество с ТЭЦ, с гидроэлектростанций и с атомных станций. Ситуацию же, когда одни предприятия искусственно глушатся ради получения сверхприбыли другими, – не конкуренция. Кроме того, параллельно идет развал инфраструктуры городов: пустые трубы горячего водоснабжения интенсивно разрушаются.

Ульяновские власти могли бы, видимо, воспользоваться объявленной Фрадковым паузой в электрореформе и направить в правительство свои предложения по ее коррекции. В пользу населения.