В конце июля 2004 года закончилась работа археологической экспедиции под руководством кандидата исторических наук Александра Вискалина. Экспедиция проходила близ села Ховрино Вешкаймского района Ульяновской области, на территории поселения древнего человека эпохи энеолита (энеолит – медно-каменный век – пора появления первых орудий из меди). За это время найдены уникальные изделия из меди: гарпуны, остроги, медные выплески, образовавшиеся при плавке металла, а также многочисленные орудия из камня и керамика. Сенсационной находкой стало захоронение женщины, ее могиле – около 4500 лет.

Сенсация досталась археологам очень непросто. Небо и земля, словно сговорившись, препятствовали работе на раскопе. Ореол мистических тайн и совпадений окутывал экспедицию до самых последних мгновений работы на поселении.

Змеи кругом, чтоб им пусто

Все было заранее спланировано и предусмотрено. Однако в последний момент стали происходить необъяснимые вещи: ломались машины, опаздывали люди, дважды возвращались за забытыми вещами. В завершение всего разразилась ужасная гроза, перепугавшая отъезжающих детей и их родителей. Так экспедиция и двинулась сквозь потоки дождя навстречу неизвестности.

Экспедиционный лагерь поначалу планировалось разбить в пойме реки Барыш, там, где он был уже не один год, однако на это место нас не пустили… змеи. Гадюками кишели все окрестности, хотя раньше здесь змей не видели. Место отличалось первозданной красотой и дикостью: высокая по пояс трава, меловые горы, колонны сурков, приветствующих людей пронзительным свистом. Стоянку пришлось разбить подальше от раскопа, в сосновых посадках. В довершение ко всему ночью разразилась гроза, чуть не снесшая лагерь в реку Барыш.

После недели проливных дождей наступила жара. Над раскопом нависла влажная духота, донимали слепни и оводы, попившие немало ребячьей кровушки. Работа шла вяло. Влажная земля не спешила открывать свои тайны. Зато в лагере было спокойно и тихо, ни комаров, ни слепней, ни мошек.

К концу первой недели находки посыпались как из рога изобилия: каменные ножи, наконечники стрел и копий, медные гарпуны и остроги, медные капельки-выплески. Перед нами был поселок древнейших металлургов: крайне редкое для того времени явление.

Первым предвестником сенсационного открытия стала медная змейка. Она была найдена случайно ранним утром с первыми лучами солнца. Змея – предмет, несомненно, культовый, скорее всего, атрибут шамана. Являясь олицетворением подземного (хтонического мира) находка о чем-то словно предупреждала нас.

Три зуба

Скелет древней женщины давал о себе знать постепенно, держа в напряжении до самого последнего момента. Вначале Ренат Азизов – один из самых молодых участников экспедиции – принес человеческий зуб, выковырянный им из стенки раскопа. Потом нашли еще один зуб, потом – третий. Это уже пахло сенсацией. Стало ясно, что где-то рядом находится захоронение. Неисследованным остался маленький пятачок земли в центре раскопа. Вдруг произошло, казалось бы, непоправимое – обвалилась бровка. Груды сырого песка обрушились на место предполагаемого захоронения. Но все обошлось. Последние аккорды эпопеи прозвучали в полдень. От жары плавился воздух, археологи обмотали себя мокрыми простынями, так как бросать работу было нельзя: на горизонте чернели тучи, небо громыхало.

Детскими совочками и кисточками сняли лишний грунт. Погребение появилось внезапно. Оно одновременно поразило и разочаровало. Скелет оказался неполным и лежал не в анатомическом порядке. Череп перевернут, на нем отсутствовала лицевая часть. Челюсть отброшена в сторону. Кости конечностей перемешаны с керамикой, будто бы выброшены, как мусор. Пришла первая версия – захоронение потревожили животные, но ее сразу пришлось отмести – отсутствовали мелкие кости. Не менее странным было то, что захоронение найдено в жилище. Скелет был покрыт культурным слоем, а это означает, что люди после погребения еще некоторое время обитали в жилище. Отброшена версия о каннибализме – кости не обожжены и не расщеплены. Остается последнее объяснение – необычный обряд вторичного захоронения.

Костяк древнего человека был найден 13 числа в шестом по счету жилище. Наиболее хорошо сохранились шесть фрагментов тела. Работа закончилась ровно в шесть часов.

30-летняя старушка

Осторожно очистили кости и череп от земли, внимательно рассмотрели остатки челюсти: перед нами лежал неполный костяк женщины. Она была миниатюрной. Возраст – 35-45 лет. Для того времени почтенный, соответствующий нынешнему 65-70-летнему. Вот и все, что пока можно сказать о ней. Умерла ли она от болезни, или ее убили? Почему кости лежали в беспорядке? Почему погребена в своем жилище?

Находки, сделанные в жилище, создавали впечатление, что оно было покинуто в спешке: все вещи лежали на своих местах. На полу в большом количестве найдены наконечники стрел. Многие из них отличались крайне небольшими размерами. Что это: игрушки или обереги? А может быть, в этом доме жили подростки? Очевидно, что исследование этого памятника в ближайшие годы сулит много открытий.

Вот откуда Баба Яга!

Вспоминаются многочисленные примеры ингумации – обряда захоронения, необычно широко распространенного у многих народов. Тело в древности считалось «нечистым», и поэтому его не сразу зарывали в землю, а предварительно очищали кости от плоти. У некоторых племен Австралии покойника съедали близкие родственники, в других местах останки людей поедали птицы и хищные звери. На Тибете этот обряд захоронения существует и сегодня. Существовал он и у финно-угров – коренных обитателей Восточной Европы. Расселяясь здесь, славяне часто находили в лесу небольшие домики мертвых на сваях, заполненные костями. Так родилась сказка о Бабе Яге и ее знаменитой избушке на курьих ножках. В наших краях обряд существовал до XVIII века. На Самарской луке мордва привязывала мертвых к дереву на специальных площадках, расположенных над землей, а через год приходили, забирали белые кости и зарывали в землю. Может быть, именно этот обряд и явился причиной странного захоронения?

На ранних этапах истории многие народы хоронили умерших в своих жилищах, так как считали, что умерший имел право на кров и пищу и после смерти. Отсюда берет корни легенда о домовом, о том времени, когда стариков хоронили под печкой. В этом случае они помогали живым, защищали дом и родственников от невзгод и несчастий.

Наедине с Евой

После того как ценная находка была освобождена от песка, все ушли на речку смывать пыль веков, а я осталась на раскопе наедине с Евой в качестве сторожа.

Странное умиротворение посетило мою душу. Я смотрела на погребение, слушала пение птиц и шелест трав и думала о том, что, возможно, через 5000 лет, в 7004-м году, археологи будут точно так же исследовать землю. Что они найдут?

Потревоженное нами захоронение обдувалось ветром, впитывало в себя запахи нового мира и, наверное, готовилось раскрыть потомкам свои тайны.

Последняя ночь была необыкновенно тихой и теплой. Народ гулял до утра.

В день нашего приезда, к вечеру, на южные районы области и город обрушился ураган необыкновенной силы. Мы вовремя унесли ноги.