Так повелось, что август – самый экстремальный месяц для Ульяновского автозавода. В советские годы, ровно тридцать лет назад, именно в августе уазовский вездеход взобрался на Эльбрус. А в новой истории УАЗа в последний месяц лета регулярно менялись генеральные директоры. Поэтому август 2004 года выглядит непривычно – экстрима на автозаводе не ожидается. Предприятие работает стабильно, и это, пожалуй, главное достижение, которое не всегда оценивается по достоинству. Стоило, скажем, местному спиртпрому, который давно уже перестал «нести золотые яйца» для области, лишь пообещать недавно, что, возможно, в следующем году он выйдет на проектную мощность и начнет регулярно платить налоги, как предприятие осыпали комплиментами и воспели со всех сторон. А стабильность – она и есть стабильность: деньги поступают в казну, и хорошо. К этому все привыкли, как к воздуху. Однако, чтобы поддерживать ритмичную и успешную работу, УАЗу сегодня приходится прикладывать большие усилия.
Сердце покупателя без качества не растопишь
За первое полугодие 2004 года на УАЗе произведено 36058 автомобилей. Это почти на тысячу меньше, чем за тот же период прошлого года, хотя годовое задание завод поставил себе выше прошлогоднего. В 2004 году увеличился выпуск только легковых «уазиков» и запчастей, а производство грузовиков и «вагонников» несколько сократилось. Снизился и объем продаж машин в штуках. Факторов, влияющих на это, несколько.
Во-первых, в нынешнем году «УАЗ» активно продвигает на рынок два новых легковых изделия – ристайлинговый автомобиль «Хантер» («Охотник») и джип «Симбир» («УАЗ-3162»). Новым машинам еще предстоит завоевать широкого покупателя, для чего автозаводцам требуется довести модели до ума, устранить недоработки. И все это в процессе производства. Например, вывести на должную рентабельность «Хантер» намечено до конца года. А в феврале начато опытное производство и нового грузовика «УАЗ-23602».
Во-вторых, в 2004 году цены на «уазики» еще подросли, что тоже заставляет часть клиентов задуматься. Выбор на автомобильном рынке сегодня широк.
В-третьих, качество «уазиков» при большой конкуренции по-прежнему оставляет желать лучшего. На заводе этого не скрывают, понимают, что нужны перемены, и стараются их осуществить. Ни одна встреча с коллективами цехов, которые сейчас проводит генеральный директор ОАО «УАЗ» Виктор Клочай, не обходит тему повышения качества. Именно добротный автомобиль позволит автозаводу удержать набранный темп и взять новые рубежи. Делается многое. На предприятии стремятся снизить внутренний брак на 30 процентов до конца года. Приоритетным направлением, которое затронет весь персонал, стало обучение в области менеджмента качества. Вообще на УАЗе в нынешнем году различное обучение пройдут 16 тысяч заводчан. Здесь завод не скупится: средств планируется выделить на треть больше, чем в 2003 году. Руководство ждет весомой отдачи.
Много претензий у автомобилестроителей и к качеству комплектующих для вездеходов. На УАЗе, к примеру, устали плеваться от литья Камского завода или коробки передач из Арзамаса. С этого года в договоры поставок комплектующих впервые записаны штрафные санкции за брак. А еще УАЗ пробует переходить на импортные детали, которые, как правило, лучше отечественных и дороже ненамного. Был, например, заключен контракт на поставку немецких шарниров, устанавливаются немецкие же сцепления фирмы «LUK».
Продажа машин в штуках – показатель важный, но не все определяющий. Есть еще понятие рентабельности. Здесь УАЗ за первое полугодие может быть спокоен: по сравнению с 2003 годом выросли и рентабельность продаж, и выручка, и чистая прибыль. Растут отчисления в бюджеты всех уровней. В областной бюджет за первое полугодие перечислено, например, 142,2 млн рублей, это на 52,6 процента больше аналогичного уровня 2003 года. Конечно, этому способствовало подорожание «уазиков», однако не только оно.
Экспорт набирает обороты
Наравне с повышением качества изделий стоит на автозаводе задача снижения производственных издержек. На всех направлениях. Дорожает металл – значит нужно добиваться уменьшения материалоемкости. Требуется повысить технологическую дисциплину – с апреля запущена программа оптимизации производства. Летом на УАЗе началась работа по внедрению корпоративной информационной электронной системы управления предприятием MFG/PRO, которая позволит эффективнее контролировать складские запасы, комплексно планировать закупки и производство, отслеживать перемещение деталей между цехами. Значит, должны снизиться уровень незавершенки и товарные остатки на складах.
Борьба с издержками производства очень влияет на положительную рентабельность и рост прибыли. Заметную роль сыграло здесь и увеличение поставок уазовской продукции на экспорт. За шесть месяцев 2004 года за рубеж продано 8599 «уазиков», что на 29 процентов больше того же периода прошлого года, считавшегося на заводе очень удачным по росту экспорта. УАЗу вполне по силам выполнить годовое задание в 20 тысяч экспортных автомобилей. Основную прибавку дало дальнее зарубежье – в частности, страны Азии. Удалось удержать и даже увеличить поставки таким традиционно объемным покупателям как Украина и Казахстан. На Кременчугский автосборочный завод, что на Украине, в июле было отгружено 460 машкомплектов автомобилей «УАЗ», в августе планируется 590, а до конца года – около двух тысяч. Хотя в прошлом году объемы поставок в Кременчуг не превышали 70-80 машкомплектов в месяц. УАЗ выходит на качественно новый уровень сотрудничества с зарубежными партнерами.
– Мы очень заинтересованы в развитии наших автосборочных предприятий за границей, – говорит директор по маркетингу и продажам ОАО «УАЗ» Андрей Дорофеев. – Это позволяет нам наращивать производство и экономить за счет снижения затрат на таможенные пошлины.
Чтобы еще улучшить показатели своего экспорта, автозавод начал работу по подготовке производства машин с правым рулевым управлением.
Косозубую коробку – на все модели
Нынешний год сложен для УАЗа еще и потому, что здесь осуществляется большая программа инвестиционных проектов – более чем на миллиард рублей. Как обстоят дела на сегодня? Вот что нам сообщили на предприятии.
Мощности по производству косозубой раздаточной коробки готовы к тому, чтобы с августа 2004 года устанавливать ее уже на все модели «УАЗ», а не только на легковые. Для изготовления ведущих мостов типа «Спайсер» в объеме 95 тысяч комплектов в год осталось поставить один станок, отладить и ввести его в эксплуатацию. Новый окрасочный комплекс кузовов намечено запустить в IV квартале 2004 года и начать красить там весь легковой ряд машин. Пуск в эксплуатацию плавильной установки для отливок из высокопрочного чугуна запланирован на ноябрь.
Продолжается постановка на производство и нового внедорожника – «УАЗ-3163». У этого джипа улучшатся потребительские характеристики и расширятся функциональные возможности. Завершить инвестпроект предполагается в I полугодии 2005 года.
И о зарплате
Теперь зарплату на автозаводе одним махом всем не поднимают. Тем не менее средняя зарплата выросла до 6435 рублей – за счет пересмотра тарифов, за счет повышения производительности труда. Руководство полно решимости сдержать свое обещание довести среднюю зарплату на УАЗе к концу года до 7000 рублей.
Не обойдешь летом стороной и отдых. Всего два года назад средств на отдых детей заводчан не выделялось вообще, а в этом году в лагерях Ульяновской области и Заволжского моторного завода должны побывать около 800 ребятишек. Родители платят 10 процентов от стоимости путевки. Сами автозаводцы тоже имеют возможность по льготным ценам побывать на базах отдыха и в профилактории предприятия.
Помнится, гендиректор Клочай обещал поднимать планку социальной защищенности заводчан, если улучшится работа предприятия. Сегодня можно констатировать, что УАЗ вполне уверенно держит курс в условиях рынка.