Тарифом называется маленький островок в Средиземном море, в порту которого стали впервые брать плату за стоянку. С тех пор мы и оплачиваем всяческие – разумные и не очень – тарифы. Но отдельная история – это тарифы на жилищно-коммунальные услуги. В нашем городе тарифная драма переживает все классические драматургические этапы. Когда мы дождемся конца этой пьесы, и будет ли он счастливым? Есть ли пути снижения тарифов, или они будут расти бесконечно? Об этом мы беседуем сегодня с первым заместителем председателя Ульяновской Городской Думы, председателем комитета по бюджету, экономической политике и муниципальной собственности Мариной Павловной Беспаловой.

– Боюсь, что до конца тарифной пьесы нам еще далеко. Ведь ее счастливый конец заключается в том, чтобы горожане получали качественные услуги круглогодично и платили за них обоснованные – разумные – тарифы.

– А что Вы можете сказать о ныне действующих тарифах?

– Проект повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения был разработан и внесен в Городскую Думу администрацией города Ульяновска. В соответствии с Уставом города проекты нормативных документов разрабатываются исполнительной властью. Функция законодательной – рассмотреть и принять или отклонить проект документа. Администрация города сформировала проект на основании результатов аудиторской проверки тарифов муниципальных предприятий. Их размеры вызвали шок у всего города, и депутатов Городской Думы в том числе.

Аудиторы рассчитали, так сказать, «идеальный» тариф: сколько должна стоить услуга, если она оказывается со стопроцентным качеством в полном объеме необходимым количеством работников жилищно-коммунальной отрасли. Это значит, например, что каждую неделю по понедельникам электрик обходит все лестничные площадки своего участка и меняет сгоревшие и разбитые лампочки и протирает работающие, чтобы светили ярче. Ничего странного: этот вид работ входит в рекомендуемый перечень по содержанию жилых домов, включенный в «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», принятый правительством РФ. А теперь покажите мне хотя бы одну лестничную клетку, где все именно так и происходит. Но администрация города все равно положила в основу расчетов результаты аудиторской проверки в чистом виде. Поэтому лично я не поддержала проект повышения тарифов, предложенный администрацией города, и дважды голосовала против него.

Кстати, анализ аудиторского заключения провела Торгово-промышленная палата Ульяновской области. Результаты были впечатляющие. Думаю, что мы еще поговорим о них.

– Зачем же горожан вынуждают оплачивать услуги, которых они не получают? Более того, мы оплачиваем их дважды: в виде квартплаты и когда сами покупаем и вкручиваем лампочку на своей площадке.

– Вот именно! Тариф должен заключать в себе только стоимость реально выполняемых услуг. Уберем из него замену лампочек, уборку подъездов (это делают сами жильцы по очереди), утепление подъездных окон и чердаков, прочистку вентиляционных шахт – и вот он, первый шаг к снижению тарифов на содержание и ремонт жилья. Не зря люди постоянно спрашивают: «А что входит в эти услуги?», ведь никаких плановых, постоянных работ здесь они не видят. Даже окна в подъездах сейчас домоуправления не стеклят, а это тоже входит в услуги по содержанию жилья.

Когда депутаты Думы направляли аудиторское заключение о нормативной себестоимости тарифов в администрацию города, они просили рассчитать именно экономически обоснованный тариф на каждый вид услуг и разработать перечень оказываемых услуг, опубликовать его для горожан. Этого не сделано до сих пор. И, думаю, нам предстоит приложить еще очень много усилий, чтобы этот документ все-таки увидел свет.

– Постоянное и неприятное впечатление, что коммунальщики просто-таки воюют с населением, что горожане, регулярно вносящие квартплату, для них наипервейшие и самые злобные враги.

– И у меня точно такое же впечатление. Я не говорю о ком-либо лично из работников ЖКХ. Но вся система едет по горожанам, как асфальтовый каток: беспощадно и неотвратимо. Не принять новые тарифы было нельзя. Они должны пересматриваться раз в год вместе с бюджетом, с учетом инфляции, постепенно выходить на федеральный стандарт в конечном итоге. Но когда в Городской Думе заработала «прямая линия» по расчету квартплаты с учетом новых тарифов и специалисты стали скрупулезно ее высчитывать, оказалось, что документ настолько «сырой», что в нем не могут разобраться и сами коммунальщики. Более того, люди жаловались, что в ЖЭКах им ничего не объясняют, грубят, путают расчеты, создают огромные очереди. За три месяца таких звонков были тысячи. Получается, что конечной целью администрации города и других заинтересованных сторон было только повысить тарифы. А дальше – хоть трава не расти. Именно из-за этого сейчас на тарифной пьесе начинают строиться предвыборные кампании, искусственно создается истерия. А если вчитаться в эти «антитарифные» лозунги, то внутри, кроме пустых обещаний, ничего нет.

– Так давайте и мы отойдем от пустых слов. Вы упомянули о первом шаге по снижению тарифов. Значит, есть и второй?

– И второй, и третий, и дальше. Много сомнений вызывает у горожан норма водопотребления. Ну не может человек, будучи целый день на работе, ежедневно выливать 200 литров холодной воды. Например, одна из женщин, звонивших на «прямую линию», сказала, что месячную норму она израсходовала за квартал. Да, многие горожане уже решают проблему завышенных норм водопотребления путем установки счетчиков. Но многие не могут сразу отдать полторы-две тысячи за их установку. Комитет по регулированию цен, тарифов и государственных закупок Ульяновской области рекомендует вообще пересмотреть (снизить) нормы отпуска тепла на кв. метр жилой площади и нормы отпуска воды на одного жителя. Это второй шаг на пути снижения тарифов. Установление норм потребления относится опять-таки к компетенции администрации города. Но разве она ведет такую работу?

Третий шаг – «развести» тарифы на содержание сетей и получаемый продукт: тепло, воду. Потому что поддерживать сети необходимо всегда, а вот продукт мы получаем далеко не всегда. Опять-таки сколько жалоб было зимой на недотоп… Сейчас, когда мы не платим за горячую воду, мы не даем средств и на ремонт системы ГВС. А коммунальщики не могут дать нам воду по гнилым трубам. Получается замкнутый круг. Естественно, что при таком «раздвоении» тарифа сам продукт будет стоить значительно меньше.

Четвертый шаг – это снижение тарифа, зависящего от метража квартиры. Если человек, у которого есть излишки жилплощади, обязан оплачивать их по повышенным тарифам, то логично, что человек, живущей в квартире, меньшей от положенных социальных норм, должен иметь скидки.

– Кстати говоря, аудиторская проверка выявила, что в разных предприятиях ЖКХ стоимость услуг разная. Может быть, следует устанавливать тарифы в зависимости от географии города?

– Тариф един для всех жителей муниципального образования. А разница в тарифах у предприятий ЖКХ обусловлена и техническими причинами, и географическими. Одни затраты – вывозить мусор из жилого фонда Заволжского района, другие – из Железнодорожного. Это к примеру. Хотя здесь следует смотреть шире. Одни и те же коммунальные услуги оплачивает горожанин с окраины и живущий в центре города в элитном жилье с дорогой отделкой и «вечными» сетями. Совершенно разных затрат требует содержание нового или ветхого жилья. Старое жилье содержать значительно дороже. Так пусть эта разница ляжет не на плечи жильца (он не виноват, что дом обветшал, а нового жилья не дождешься), а на предприятия ЖКХ, на бюджет. Для властей эти траты станут стимулом к обновлению жилого фонда, поиску инвесторов, участию в профильных федеральных программах.

Пятый шаг могут сделать сами жильцы. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России направлена на стимулирование создания товариществ собственников жилья. Несколько домов, объединившись, вполне могут отказаться от услуг муниципального предприятия и обратиться в коммерческое предприятие ЖКХ, которое будет оказывать те же самые услуги гораздо дешевле и качественнее. При таком спросе на обслуживание жилья частные фирмы ЖКХ обязательно будут развиваться. И конкуренция между ними будет огромной. Этот процесс можно сравнить с развитием и конкуренцией внутри сети сотовой связи. Раньше были дороги и мобильные телефоны, и звонки по ним. Сейчас операторы соревнуются, кто больше снизит тариф.

– Вы нарисовали идиллию…

– Ну, мы же мечтаем о счастливом конце тарифной пьесы. Сразу хочу сказать: не следует ждать, что уменьшение тарифов произойдет прямо завтра. Те, кто обещает такое, просто лгут. Более того, обещая снизить тарифы хоть по закону, хоть митингуя, никто не предложил, как и чем компенсировать это снижение. Где взять денег на горячую воду, чем топить город, на что латать трубы. Работа по снижению тарифов должна вестись специалистами, а не популистами. Некоторое время займут экономическое обоснование и расчеты снижения тарифов. Гораздо большее – «переломление» системы ЖКХ, изменение менталитета. Кто же добровольно откажется от бесплатного сыра, да еще вне мышеловки?

Но Ульяновск имеет большой опыт хождения нетоптаными тропами. У нас многое произошло впервые или не так, как у всех. Мне хотелось бы, чтобы впервые у нас происходило больше положительных изменений, дающих хороший пример для России. Снижение тарифов на жилищно-коммунальные услуги может стать таким примером. Муниципальным властям, мэру, губернатору, которые этого добьются, будет только честь и хвала. И здесь не следует бояться трудностей или длительности процесса. Это надо просто делать, а не только говорить.

– Спасибо, Марина Павловна.