С начала года и по июль 2004 года включительно Государственной инспекцией труда по Ульяновской области выявлено 244 случая незаконной задержки заработной платы, в том числе 52 – по бюджетным организациям. Всем руководителям этих предприятий и организаций были выданы предписания.
После этого, по словам руководителя Госинспекции труда по Ульяновской области Андрея Тютькина, в 130 случаях удерживаемая зарплата была работникам выплачена. Общая сумма произведенных выплат составила с начала года более 51 миллиона рублей, а за июль – более девяти миллионов рублей.
Заработанные деньги смогли получить таким образом 22173 человека. Если же предписание не действует на руководителя и тот продолжает хранить олимпийское спокойствие, в свои права вступает Кодекс административных правонарушений (КоАП). Тут уже, как говорится, уговоры – в сторону. По предписаниям госинспекторов труда с начала этого года было оштрафовано 200 руководителей производства, бизнеса и других должностных лиц, а за июль – 33.
Максимальный штраф накладывается в пределах 5 тысяч рублей. Только в течение последней недели июля была выплачена задолженность по заработной плате в размере 1 миллиона 540 тысяч рублей по ранее выданным предписаниям. Деньги “нашлись” в СПК им.Дзержинского Барышского района, филиале ОГУП “Птицепром” ПФ “Большеключищенская”, УМУП ЖКХ “Заволжский”, МУП “Барышское коммунальное хозяйство” и в ряде других предприятий и организаций. Причем “находятся” деньги буквально через два-три дня после выдачи предписаний.
Тем не менее ситуация, по словам Андрея Тютькина, продолжает оставаться в Ульяновской области напряженной. Общая сумма просроченной задолженности составляет по региону около 565 миллионов рублей. Это один из самых высоких показателей по Приволжскому федеральному округу. И долги по зарплате постоянно растут. К злостным неплательщикам со стороны госинспекторов применяются более суровые меры. Так, в прокуратуру для возбуждения уголовного дела ими было направлено 14 материалов. На двоих руководителей уголовные дела уже возбуждены. К проштрафившимся руководителям применяется и такая мера наказания, как дис квалификация. К примеру, сроком на один год был дисквалифицирован бывший директор УЗТС. Дисквалифицирован и бывший директор птицефабрики “Ульяновская”.
По мнению А.Тютькина, в последнее время и сами пострадавшие работники все более активно пользуются своим законным правом на самозащиту. Действующее законодательство в этом отношении представляет широкий спектр действий. Беда в том, что многие работники о них не знают и, что хуже всего, не хотят знать, надеясь на доброго дядю откуда-нибудь “сверху”.
Во-первых, на то есть профсоюзный комитет, который призван защищать права работников – выполнение условий коллективного договора. Работник имеет право и на самозащиту. Если работодатель задерживает зарплату на срок более 15 дней, он может не выйти на работу, предварительно предупредив об этом работодателя не менее чем за три дня. По закону это не считается забастовкой, это – мера самозащиты.
Кстати, этот метод воздействия на нерадивых руководителей уже успешно применяется. Пример – рабочие ЖКХ “Благоустройство Заволжья”. Крайняя, но одна из самых эффективных мер – иск в суд. Главное – не сидеть сложа руки и не ждать, что кто-то за вас все сделает, иначе пройдет срок исковой давности, иск в суд уже не примут и тогда поезд с зарплатой действительно уйдет.