Правомерность действий ЗС области рассматривали на прошлой неделе в областном арбитражном суде. В результате чего было вынесено решение о признании бюджета области на 2004 год частично недействующим.
О событиях, предваривших этот судебный процесс, “Курьер” уже писал. Напомним, что речь идет о распределении средств, заложенных в бюджете области на компенсацию расходов, связанных с перевозкой льготников. В прошлом году на эти цели было выделено восемьдесят миллионов рублей, сорок из которых ушли на счет Автономной некоммерческой организации (АНО) “Департамент автомобильного транспорта Ульяновской области”, предприятия, по сути, частного. Предполагалось, что именно АНО распределит все сорок миллионов между ПАТП, входящими в ее структуру. Специалисты Антимонопольного управления (ныне Управления федеральной антимонопольной службы – УФАС) направили по этому поводу ЗС области возражения, суть которых в следующем. Во-первых, дотационными средствами по закону может распоряжаться только орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.
Понятно, что АНО на подобный статус претендовать не может. Вовторых, на взгляд антимонопольщиков, дотационные средства из муниципального бюджета должны распределяться между всеми предприятиями, которые осуществляют перевозку пассажиров на конкретной территории.
Замечания УФАС депутаты Законодательного Собрания обещали принять к сведению. Однако при рассмотрении бюджета-2004 АНО снова оказалась распорядителем дотационных средств, на этот раз в размере девяноста семи миллионов рублей. То, что намерение ЗС изменить эту схему распределения денег было напрочь забыто, можно объяснить и сменой депутатского корпуса после выборов, и тем, что интересы АНО настойчиво лоббируют в обладминистрации.
Так или иначе, но в июле нынешнего года Управление антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с просьбой признать недействующими соответствующие позиции основного финансового закона области. Суд вынес решение: АНО “Департамент автомобильного транспорта Ульяновской области” не может выступать в роли распорядителя бюджетных средств. Представители ЗС еще в ходе заседания признали и требование антимонопольщиков, и решение суда.
Как быть с той частью компенсации, которой АНО уже распорядилась, не имея на это, как подтвердил суд, никакого права? Каким образом теперь будет распределена оставшаяся в бюджете часть дотационных средств? Эти вопросы пока не обсуждались, но они – в зоне пристального внимания УФАС. На взгляд специалистов этого ведомства, дотационные средства на пассажирский транспорт должны распределяться в равной части между государственными ПАТП и частниками.
Только в этом случае появятся законные основания заставить маршрутчиков возить льготников бесплатно.
Правда и то, что решение арбитражного суда так и не откроет перед владельцами соответствующих удостоверений этих радужных перспектив. Пока порядок распределения дотаций на транспортные перевозки льготников приводили в соответствие с буквой закона, тема эта успела потерять свою актуальность в связи с надвигающейся отменой самих льгот. Но это уже другая история.