Объявленные Владимиром Путиным планы изменения принципов формирования власти в регионах родились не на пустом месте. Эти идеи обсуждались, конечно, в президентских структурах, но обсуждались они и в самих регионах. Так, еще в 2002 году в адрес главы государства из Ульяновска ушло обращение, в котором президенту советовали взять формирование власти в субъектах Федерации под свой патронаж.

Предложения подобного рода шли не от хорошей жизни. В регионах велико недовольство местной властью. У нас – особенно. Население полагает, несильно, видимо, ошибаясь, что власть, пройдя однажды через процедуру выборов, четыре последующих года живет себе в удовольствие, начхав на проблемы людей. И ничего с ней эти четыре года не поделать – ни отозвать, ни снять, ни досрочно переизбрать. Пусть уж, дескать, лучше президент назначает, и он же нерадивых гонит в шею.

Эта логика предполагает, что возможности главы государства влиять на “нерадивых” расширятся. Отсюда же следует, что сейчас этих возможностей не хватает.

Правда, со стороны так не кажется. Владимира Путина большинство губернаторов боятся как огня, достаточно ему цыкнуть, чтобы они поползли к его ногам на карачках. Тем не менее в “вертикали” явно что-то не срабатывает. С мест до президента не доходит информация о реальном положении дел. Мало ведь просто сообщить, что дела не ахти, важно еще знать, почему, по чьей вине. В этой-то части и идет, надо думать, основной мухлеж. А до мест из Кремля не доходят, похоже, посылаемые президентом импульсы. Где и с помощью чьих взяток блокируется “вертикаль” – вот, наверное, в чем главный вопрос. Можно изменить принцип формирования региональной власти, но что это даст, если коррупционные тромбы, то есть те самые “блокировки”, останутся на своих местах?

Претворение планов Владимира Путина в жизнь дело не одного дня. Потребуются разработка новых законов и внесение изменений во множество законов уже действующих. Во всяком случае, на декабрьских выборах главы нашей области новшества никак не скажутся.

Если они нас и коснутся, то только к концу следующего, скорее всего, четырехлетия, на выборах губернатора 2008 года. Хотя совсем незамеченными идеи президен та не останутся и этой зимой. 2004-й год превращается в год последнего шанса для тех, кто хочет прийти во власть не из номенклатуры. В дальнейшем этот путь будет закрыт и, окажись человек хоть семи пядей во лбу, он не сможет найти дорогу в тот заветный список, откуда будут браться кандидаты на главные посты в регионах.