Житель Ульяновска Иван Васильевич Раскольников к 58 годам стал инвалидом по психическому заболеванию, что, в общем-то не удивительно, так как он провел на зоне почти полжизни – 34 года. И все же матерый уголовник понес наказание не за все свои преступления. В этом он недавно сознался сам, явившись с повинной в прокуратуру Ленинского района……

“Десять лет назад я зарубил топором мать. Труп закопал в сосед-ском огороде. Больше не могу с этим жить… Каждую ночь старуха приходит ко мне и грозит пальцем: “Я тебя накажу, убивец!”…

Чтобы удостовериться, правду ли говорит Раскольников, следователи выехали на место предполагаемого убийства. В огороде, под развесистой яблоней, произвели “раскопки” и… наткнулись на женский скелет. Экспертиза установила: действительно, это была

76-летняя мать Раскольникова, Эмма Петровна. О том, что ее сын не соврал, свидетельствовал и след от удара топором на черепе старушки.

ТЮРЬМА – ДОМ РОДНОЙ

Родители Ивана Раскольникова очень любили друг друга. Отец был старше матери на 26 лет, и поэтому сильно баловал молодую супругу. В счастливой семье родилось двое детей – Ваня и Тамарочка. Но после смерти отца все изменилось. Эмма горевала так, что не хотела видеть детей. Брат с сестрой оказались предоставлены сами себе. Иван научился воровать. Однажды его застукали в чужой квартире, и он получил большой срок. Мать по этому поводу не особо переживала, просто ей было стыдно за сына перед соседями. Вернувшись после первой отсидки, парнишка понял, что, кроме сестры, его никто не любит. Поначалу решил начать новую жизнь. Встретил хорошую девушку, женился. Вскоре родился сын Гоша. Однако, чтобы прокормить семью, Иван принялся за старое и, естественно, снова загремел на зону. Когда освободился, жена уже была замужем за другим. И снова Иван решил начать жизнь заново, женился во второй раз, вскоре у него родилась дочка. Собираясь честно трудиться, Иван закончил курсы водителей трамвая. Но работа была тяжелой, и… его вновь потянуло на воровство. Очередной срок за кражу теперь уже не слишком расстроил его. На зоне Иван стал “авторитетом”.

УБИТЬ ВЗДОРНУЮ СТАРУХУ

Освободившись в очередной раз, Иван понял, что жить ему придется со старушкой-матерью – больше податься было некуда. К этому времени сын с матерью стали уже совершенно чужими людьми и сильно раздражали друг друга. К тому же, Эмма Петровна очень боялась сына-тюремщика и при каждой малейшей стычке бежала жаловаться на него в опорный пункт. Участковый не раз вызывал дебошира на беседу, но на этом все и заканчивалось. Так, в ссорах, прошли восемь месяцев. Ивану не раз приходила в голову мысль избавиться от вздорной мамаши. Припомнив читанный когда-то в школе роман “Преступление и наказание”, он решил, что топор для этой цели подходит как нельзя лучше. В сентябре 1994 года, когда мать по привычке побежала с жалобами к участковому, он заранее принес в дом орудие будущего убийства. В тот вечер Эмма Петровна застряла в милиции допоздна, и Иван пошел за матерью. Участковый обрадовался: “Проводите мамашу домой, а то уже темно”. Иван ухмыльнулся про себя: “Провожу, провожу!”, – и демонстративно взял родительницу под ручку. Дома мать опять принялась ворчать. Тогда Иван незаметно вынул топор, подошел сзади и ударил ее по голове. Женщина умерла сразу и без мучений. Поздно ночью Раскольников взвалил труп на плечи и отнес в соседский огород, где бросил в глубокую траншею и засыпал землей…

Эмму Петровну никто не искал. Только участковый однажды поинтересовался, где бабуся, но Иван заверил его, что, мол, мамаша переехала жить к новому мужу. А сестре Тамаре сказал, что мать уехала жить в Тольятти.

ЗЯТЯ НАКАЗАЛ ЗА СЕСТРУ

Кстати, о сестре… Как уже говорилось, она была единственным любящим Ивана человеком, и Раскольников был сильно к ней привязан. Тамара не ладила с мужем и часто жаловалась брату на его тяжелый характер. Через восемь месяцев после убийства матери Ивана вдруг осенило: “Надо бы наказать зятя Николая за то, что мучает сестру”. Тут как раз подошел день рождения Тамары. Придя с подарком, Иван застал ее в слезах – супруги опять разругались.

Тамара ревела, а Николай крепко спал на кровати. Когда сестра ушла на кухню, Иван взял на балконе топор, потихоньку прошел в комнату и нанес спящему зятю смертельный удар по голове. Кровь брызнула фонтаном, залив весь пол. А Иван спокойно оделся и пошел домой, по дороге удовлетворенно подумав: “Хорошо, что дети были на улице и ничего не видели”. Через два часа его забрала милиция. За убийство зятя он получил восемь лет строгача, но отсидел только шесть – освободился раньше срока за примерное поведение.

Тамара по-прежнему жалела своего непутевого брата, стараясь не напоминать ему о смерти Николая. Казалось бы, все забылось, но неожиданно Иван впал в депрессию и попал в психушку. Медицинский диагноз не оставил никаких надежд на выздоровление. А тут по ночам Раскольникову стала являться убитая им мать. Чтобы избавиться от наваждения, убийца пошел с повинной в милицию. Впрочем, другой причиной, по которой Иван стремился попасть на зону, могла стать его боязнь, что сын Тамары отомстит за убитого отца. Вот и мечтает инвалид о тюрьме, где никто его не достанет. Для этого он даже попытался угнать трамвай с Дамбы (“МГ” рассказывала об этом ЧП в одном из прошлых номеров), но его так и не посадили. Вот и живет среди нас человек со своеобразной лицензией на убийство. А что? Он же психически больной человек, ему все можно…