Со временем ситуация в России изменилась. Теперь прилавки завалены любыми товарами – покупай, что хочешь, когда хочешь и как хочешь. Но исчезли ли очереди? Мы решили проверить на сей предмет некоторые ульяновские учреждения.

Самая длинная и настолько же бесперспективная очередь в Ульяновске – это очередь на жилье. В ней, по некоторым данным, сегодня стоят 82 000 человек. С другой стороны, в настоящее время можно обзавестись собственным кровом и без всякой очереди – были бы деньги.

Десятилетиями стояли люди и в очереди на установку телефона. Нынче все стало проще – прямо-таки всеобщая телефонизация. Появились коммерческие организации, готовые ставить телефоны даже в кредит. Не говоря уже о том, что мобильный телефон стал лучшим другом чуть ли ни каждого второго ульяновца.

Вот уж где людно, так это в ЖЭКах. И кто только придумал в одном месте и квартплату платить, и выдавать различные жилищные справки. Причем, что ни ЖЭК – то помещения одно другого меньше с одним-двумя окошками для выдачи “всего, что надо”. Люди буквально стоят друг на друге. Пробиться к вожделенному окошку без очереди не только сложно, но подчас даже смертельно опасно. Не работает даже испытанный способ “пропустите, я с маленьким ребенком”. Оглянитесь, и вы увидите, что с детьми здесь каждый третий.

Дети – заложники положения и в поликлиниках, где очередь так же обычна, как отсутствие необходимых лекарств. И хоть медики пытаются с помощью талончиков разбивать очереди по дням недели, “хвосты” у врачебных кабинетов короче не становятся. Причина проста – нехватка медперсонала и самих медучреждений. Как тут избавиться от толкучки, если на несколько городских кварталов приходится одна небольшая поликлиника?

Проблема очереди существует и в БТИ (бюро технической инвентаризации). В крохотную комнатенку в Молочном переулке очередь занимают аж с 4-5 часов утра. И стоят по нескольку часов – подчас лишь для того, чтобы взять справку. Вот уж где можно за наглость схлопотать по лицу и узнать о себе пикантные подробности.

Еще хуже обстоят дела с единственным на весь Ульяновск Департаментом по государственной регистрации прав на недвижимость, который находится на улице Локомотивной. Восемь окон для выдачи справок. Но вся огромная очередь ломится только в одно (ставшее самым популярным ввиду близкого окончания срока “бесплатной” приватизации). Возникает вопрос: неужели нельзя распределить очередь на несколько окошек? Вот он, советский принцип работы: нужно так, потому что так нужно, и никак по-другому, а почему – смотри начало фразы.

От такого принципа страдают все. Один из служащих департамента недвижимости посетовал нам на то, что вызов “скорой помощи” уже стал для этого учреждения обычным делом – от усталости и перенапряжения посетители частенько падают в обморок или страдают сердечными приступами. Но даже таким хворым не гарантированы “скидки на здоровье”. В 17.00 учреждение закрывается, и измученные посетители – пусть даже они стояли здесь с самого утра и уже протянули документы в заветное окошечко – вежливо выпроваживаются на улицу. Причем, места в очереди не сохраняются, и на следующее утро все начинается сначала. Такая вот игра без правил.

Совсем недавно аналогичная ситуация была и в паспортных столах, когда некоторые нерасторопные ульяновцы дождались крайнего срока обмена паспортов и все в едином порыве решили-таки получить красные книжицы российского образца. Это мы к тому говорим, что подчас очереди мы создаем себе сами, на ровном месте.

Ну, а на звание самой скучной претендует очередь в архиве областного загса. Она не столько длинная, сколько долгая. Тут иногда даже ночуют. И все из-за того, что поиск нужной информации в архивах подчас идет очень долго. Ну, не компьютеризированы данные, что тут сделаешь? К тому же, некоторые посетители и сами уже позабывали, когда женились, когда развелись… Вот и стоят люди, ругаясь про себя всеми мыслимыми и немыслимыми ненормативными выражениями.

А самые неуправляемые очереди – это когда студенты стоят за стипендией и когда народ пытается влезть в маршрутку в час пик. И если будущим светилам науки бесполезно объяснять, что стипендии хватит на всех, то пассажирам не мешало бы вести себя покультурнее и не брать транспорт “на абордаж”. Тут-то очередь как раз уместна. Маршруток предостаточно, и мест хватит всем.

Общий вывод, который можно сделать из нашего прозябания в ульяновских очередях, достаточно прост: очереди создаются там, где налицо неправильная организация работы.