НА ФОТО:

Стоимость УУУ – около 100 тыс. руб.

Стоимость ААА – от 30 тыс. руб.

ООО сегодня не в моде.

ОНИ ЕЗДЯТ НА АВТОМОБИЛЯХ СО СПЕЦНОМЕРАМИ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ, ПО НЕКОТОРЫМ ДАННЫМ, ОТ 30 ДО 300 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.

Спецномера. Так в народе называют номерные знаки на автомобилях, принадлежащих силовым ведомствам и госструктурам. В Ульяновской области их имеют сотни машин. Однако меньше трети из них реально принадлежат “законным” владельцам. Большая часть продана коррумпированными чиновниками бизнесменам и членам преступных сообществ.

КРАСИВЫЕ ЦИФРЫ

Радующий глаз порядок цифр на номерном знаке машины (например, 123) – низшая ступень в иерархии “меченых”. К той же “касте” относятся и “зеркальные” номера (878, 313). Их неофициальная стоимость варьируется от бутылки водки до полутора тысяч рублей. Номера с тремя одинаковыми цифрами (555, 777) или начинающиеся и заканчивающиеся на два ноля (007, 100) стоят чуть дороже. Получить такие номера проще простого. Для этого надо подойти к “нужному” сотруднику МРЭО и слезно попросить. А он уже назначит вам время и сумму денег, с которой нужно прийти.

Что касается “цифровых” привилегий, то они минимальны. Скорей наоборот, сотрудники ДПС лишний раз тормозят такие машины, чтобы посмотреть на “блатного”.

“ОЛЬГИ” ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

До 1993 года моды на буквы на номерах не было. Все изменилось с появлением номеров с тремя цифрами и буквами.

Серия ООО особенно полюбилась состоятельным бандюкам, которые не жалели на заветные кругляшки никаких денег. А потому расценки на “ольги” (так их окрестили гаишники) сразу же достигли максимума, и меньше, чем за 1000 баксов, приобрести их было невозможно.

Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что изначально “ольги” предназначались для… сотрудников ФСБ. В связи с этим машины с такими номерами не тормозились никем, никогда и нигде – хоть трупы вози, хоть доллары мешками.

Но бойкая торговля “ольгами” привела к тому, что у самих чекистов этих номеров практически не осталось. В 1998 году они были сняты с ведомства, и на счастливых обладателей трех “оль” начались гонения. Москва дала приказ пустить серию ООО “в тираж” (то есть давать ее всем подряд, чтобы “избранные” затерялись в массах). В Ульяновске, например, сейчас это магическое сочетание букв красуется даже на “окушках”, которыми администрация снабжает ветеранов.

ПЕРВАЯ БУКВА В АЛФАВИТЕ

Но тем, у кого есть власть и деньги, сегодня мало просто иметь “крутую тачку”. Чтобы другие водители тебе вежливо уступали дорогу, а сотрудники ГАИ не показывали жезлом на обочину, нужны еще и “говорящие” номера. Их роль сегодня в Ульяновске выполняют “три анны”. Номера ААА демонстрируют финансовое благополучие и “прихваты” их владельца во власти и правоохранительных органах.

Среди поклонников “аннушек” замечен и начальник УВД Ульяновской области Валерий Лукин. На его новеньком джипе стоит номер А 888 АА. Кстати, говорят, что, остановив свой выбор на трех восьмерках, главный милиционер приказал более 888 на “крутые” машины не ставить. Такой вот своеобразный метод устранения конкурентов.

Но вернемся к “аннушкам”. В подавляющем большинстве такое сочетание букв сегодня красуется на дорогих иномарках и пользуется большой популярностью у обеспеченных граждан. Но, кроме представительской функции, никакой нагрузки эти буквы не несут. Так что, бывает, их тормозят и штрафуют. Владельцы, выложившие круглую сумму (по слухам, в Ульяновске стоимость “трех А” достигает 1000 долларов), потом долго удивляются. А дело в том, что когда эта серия только появилась, по городу пустили дэзу (дезинформацию), будто ААА – номера администрации, а значит неприкосновенные. Вот бизнесмены и ринулись их скупать.

У-У-УХ, ПРОКАЧУ!

На самом деле сейчас ульяновская администрация ездит под номерами серии УУУ. Поговаривают, что законодателем моды на это “буквосочетание” стал сам господин Шаманов, на служебной “Ауди” которого красуется номер У 001 УУ, что в переводе означает “Человек №1 в Ульяновской области”.

Вслед за губернатором и другие чиновники нацепили на свои “Волги” “упорядоченные” номера. Купить эту серию очень сложно, поскольку, поговаривают, распределяет эти номера один из высокопоставленных чиновников. И все-таки это не означает, что на “ушах” ездят одни чиновники. Например, среди счастливых обладателей трех “у” – глава областного МЧС Игорь Малый со своей “Мицубиси Лансер”.

А, так сказать, для личного пользования (на собственные автомобили) высокопоставленным чиновникам презентовали серию РАА. Причем, здесь тоже есть своя табель о рангах: чем меньше цифры – тем круче хозяин “тачки”. Например, на “Хонде” зам. губернатора по коммуналке Александра Бударина стоит номер Р 004 АА.

Говорят, подобное сочетание цифр магически действует на сотрудников ГАИ, которые при виде нарушителя, мчащегося задним ходом по встречной полосе со скоростью 200 км в час, разве что могут “взять под козырек”…

Подобные привилегии стоят недешево – даже имея хорошие завязки в администрации, за номер серии УУУ или РАА, говорят, приходится выкладывать от 30 до 150 тысяч рублей.

МИЛИЦЕЙСКАЯ “СИНЬКА”

Но последний писк моды и самая надежная защита от ГАИ – синие милицейские номера. Схема приобретения милицейского номера проста и незамысловата, надо лишь иметь “своего” человека в погонах. А далее предприниматель пишет заявление, будто бы горит желанием помочь родной милиции, а потому дарит ей “энную” сумму. На эти деньги сам же “благодетель” покупает автомобиль. На автомобиль прикручиваются вожделенные синие номера, а “благодетелю” выдается генеральная доверенность на… управление этим самым автомобилем. То есть он остается хозяином “тачки” и, в случае чего, может перерегистрировать авто на себя и продать. Но это все потом, а пока – номер синего цвета дает ему заветный пропуск в мир “своих”. Это вам не примитивный фокус с милицейской фуражкой на заднем стекле! Машины с “синькой” в РФ не останавливают.

ДЕПУТАТСКИЙ “ЛЕВАК”

И, наконец, самая вершина “меченой власти” – это депутатские федеральные номера с большим российским флагом вместо букв. Вот уж на чем можно заработать хорошие “бабки”! Дело в том, что, в соответствии с законом, народный избранник имеет право поставить комплект номеров с флагами не на служебный, а на личный автомобиль. Но, как правило, он их… сдает в аренду за 20 до 30 тысяч долларов в год!!! Видимо, поэтому глава ГИБДД Виктор Кирьянов лично объявил в розыск машины 54(!) экс-депутатов, которых в марте 2004 года не переизбрали на второй срок в Госдуму и которые исчезли вместе с депутатскими номерами.

К счастью, до Ульяновска мода на аренду депутатских номеров пока не докатилась. Видимо, поэтому машин с флагами у нас всего три – у главного федерального инспектора Александра Иванова, председателя ЗСО Бориса Зотова и губернатора Владимира Шаманова.

Круче всех «крутых»

В последнее время в Ульяновске появились суперспецномера. Причем, в одном-единственном экземпляре. Скромненький “Ниссан” с буковками ХХХ и супернавороченный «БМВ» стоимостью в 105000 евро с буквами ССС. По слухам, эксклюзив на номерах стоит от 10 до 15000 долларов США.

Официально

В Управлении областной Госавтоинспекции, куда корреспонденты «МГ» обратились за комментариями по поводу распределения «блатных» номеров, все, от начальника до простого инспектора, в один голос твердили, что никакого разделения на «блатные» и «неблатные» номера в Ульяновской области никогда не было и нет. И что сотрудники ГАИ одинаково строго реагируют на всех нарушителей, будь он «верхом» на «шестисотом «Мерседесе» или автолюбителем на «горбатом «Запорожце». Вот так! А вы-то думали…