На федеральный уровень грозит перейти противостояние между руководством НИИАРа и мэрией Димитровграда. Напомним, в сентябре в соцгороде, который запитан от ТЭЦ НИИАРа, неожиданно отключили горячую воду. Якобы за долги. Мэрия назвала тогда эту акцию политической, преследующей цель подорвать авторитет городской администрации, сделав заложниками жителей. Прокурату’ ра потребовала от НИИАРа возобновить подачу горячей воды в дома. Вода появилась, но страсти не угасли. В одной из местных газет было напечатано открытое письмо президенту РФ, подписанное директором ГНЦ РФ НИИАР Алексеем Грачевым.

Директор вновь дал понять, что димитровградские власти “душат” ядерный центр неуплатой по долгам, что в основе противостояния лежит чистая экономика. Но так ли это? На 25 октября, по данным димитровградской администрации, задолженности по текущим платежам у города перед НИИАРом нет. Более того, произведено авансирование. За весь 2004 год управляющая компания должна была перечислить в НИИАР по дотационной части ЖКХ 25 млн рублей, а перечислила уже 32 млн.

Ядерщики жалуются, что не могут получать в полном объеме газ, так как задолжали “Ульяновскрегионгазу” из-за нерадивости клиентов своей ТЭЦ.

Однако получается странная картина. На 1 июля 2004 года институт не имел долгов перед газовиками, а к 15 сентября этот долг, по информации прессслужбы НИИАРа, составил уже 13 млн рублей. На выработку тепла и электроэнергии для населения ТЭЦ НИИАР тратит примерно половину поступающего газа. Можно предположить, что и доля городского бюджета в “газовом” долге половинная 6,5 млн рублей. За упомянутый период Димитровград перечислил в ГНЦ НИИАР 11,6 млн рублей. Получается, что институт сознательно не рассчитывался с газовиками? Почему? Чтобы дождаться ограничений поставок газа?

Власти Димитровграда признают, что на 1 октября 2004 года общая сумма долга города перед НИИАРом составила 293 млн рублей. Почти 200 млн из них это долги прошлых лет (до 2000 года). Но в этой сумме доля непосредственно городского бюджета составляет половину – оплата дотационной части за тепло. Остальное – субсидии льготникам, которые оплачиваются из федерального и областного бюджетов.

Мэрия предпринимала немало усилий, чтобы эти деньги приходили в Димитровград.

Что-то удавалось сделать, и тогда расчеты с НИИАРом проходили в первую очередь.

Главным источником погашения старых многолетних долгов должны стать средства бюджета Ульяновской области, тем более что Димитровград является одним из крупнейших плательщиков налогов в областную казну.

Понимает это и часть депутатов Законодательного Собрания, настаивающая, что долги Димитровграда перед НИИАРом за услуги ЖКХ следует заложить в расходы облбюджета-2005 (в первоначальном проекте такой строки не было). Мог бы, кстати, активно помочь в этом деле и директор НИИАРа Грачев, являющийся депутатом ЗС. Но он предпочитает рядиться с властями своего города.