Сейчас, накануне декабрьских выборов, в политической элите (и не только нашей области) развернулась дискуссия об эффективности пиара и информационных войн. Некоторые политики даже уверяют, что пиар – сплошное шарлатанство, а информационные войны – лишь повод для хитрых газетчиков выкачивать «бабки» из кармана наивного кандидата… Так ли это?

Ты помнишь, как все начиналось?

«Делайте, что хотите, только не давайте прессе делать то, чего хочет она»

Кто-то из американских президентов

Раньше были: Советский Союз, коммунистическая партия и партийная пресса, исполняющая роль «истины в последний инстанции»… Потом – вдруг! – не стало ни Советского Союза, ни коммунистической партии. Значительная часть российских СМИ оказалась в частных руках и отныне уже выражала точку зрения не государства, а лишь коллектива редакции или конкретного владельца… Вот только народ в этой метаморфозе разобрался далеко не сразу, продолжая свято верить печатному слову.

В нашей области происходило то же, что и во всей России. В конце 80-х газета «Ульяновский комсомолец» была приватизирована будущим медиа-магнатом Арамом Габреляновым. Через некоторое время «Ульяновский комсомолец» поменял свое название на «Слово молодежи». Затем появились «Симбирский курьер» и «Шок»… Эти газеты заполнили информационный вакуум, возникший после развала монолита коммунистической печати…

К середине девяностых газетный рынок худо-бедно был распределен. Власть уже почувствовала силу СМИ: как оказалось, владельцы газеты легко манипулировали общественным сознанием. Для этого они всего лишь подавали информацию так, как считали выгодным для себя. На эту тему существует старый, еще советский, анекдот: «Хрущев и Кеннеди поспорили, кто быстрее пробежит стометровку. Победил Кеннеди. ТАСС сообщил, что в беге на 100 метров Хрущев прибежал вторым, а Кеннеди – предпоследним…» Напоровшись несколько раз на подобные «анекдоты», администрация тогдашнего губернатора Горячева поняла: с СМИ-хищниками лучше дружить. Но договориться со всеми владельцами газет, конечно, было невозможно. Тогда чиновники основали «газету власти», назвав ее почему-то «Народной»…

Итак, к середине 90-х пресса набрала сил для активного участия в политической жизни области. Войска уже выстроились на поле, кавалерия вынула из ножен палаши, а полководцы еще сидели на барабанах, высматривая в подзорную трубу, куда нанести главный удар… Но кто выстрелит первым?

Ермаковско-марусинская война 1996 года

«Пиастры, пиастры…»

Попугай Джона Сильвера

Первая информационная война в областных газетах разразилась во время выборов мэра Ульяновска 1996 года. Два кандидата, Ермаков и Марусин, разделили ульяновскую прессу на два лагеря. За Ермакова – вся пресса областной администрации (прежде всего, «Народная газета»), за Марусина – «Слово молодежи» (которое опять поменяло название и стало «Симбирскими губернскими ведомостями») и «Симбирский курьер». Кстати, до этого отношения между владельцем «СГВ» Габреляновым и губернатором Горячевым были дружескими настолько, что иногда Фролыч, растрогавшись, называл Арама своим «третьим сыном». Теперь же «сынок» «мочил» «папеньку» и его кандидата так, что от них только перья летели… Опыта ведения боевых действий ни у той, ни у другой стороны не было. Действовали экспромтом: обвиняли кандидатов в «нелюбви к народу», придумывали им разные бранные клички…

Исход кампании был решен мощным ударом империи Арама Габрелянова. Его журналисты выяснили, что в молодости Ермаков, работая машинистом, нечаянно переехал человека. Тот погиб, а будущий ульяновский мэр получил полтора года условно. Ребята из «СГВ» бросились на родину Ермакова, сфотографировали могилу погибшего, отыскали людей, помнящих, «каким тот парнем был». Более того, они привезли родственников погибшего в Ульяновск и показали их по телеканалу «Губерния», входившему в медиа-холдинг Габрелянова…

Песенка Сергея Ермакова была спета. Ульяновцы проголосовали «сердцем», и мэром города стал Марусин. В следующие четыре года мы узнали, что такое полномасштабный развал городского хозяйства, отсутствие горячей воды летом и холодные батареи зимой.

Грязные войны 1999-2000 годов

Первая информационная война в областных газетах разразилась во время выборов мэра Ульяновска 1996 года. Два кандидата – Ермаков и Марусин – разделили ульяновские газеты на два лагеря. За одного – вся пресса областной администрации, за другого – независимые издания.

«У нас с Америкой только один спорный вопрос: кто кого закопает раньше?»

Любимая шутка Никиты Хрущева

Следующие три года были посвящены наращиванию сил и вяло текущей позиционной войне. Все политические силы поняли, что не иметь свою прессу – самоубийство. Газеты начали появляться как грибы после дождя. Большинство из них тут же пополняли одну из двух газетных коалиций: «за» либо «против» Горячева. В 1999 году случилась вторая информационная война в нашей области. Она сопровождала выборы в Законодательное Собрание. Помимо «мочилова» в адрес неугодных кандидатов, газетные полосы наполнились и бранью в адрес друг друга. Наверное, это было самое омерзительное: еще вчера дружески чокающиеся на фуршетах коллеги теперь соревновались в том, кто придумает более гнусную ложь… Еще Геббельс говорил, что если ложь повторять достаточно долго, то она становится правдой…

Вообще, выборы 1999 года прошли под знаком полного презрения к истине. На один правдивый компромат приходилось девять откровенно лживых. И «пипл хавал». Прочитав очередную публикацию и презрительно сказав: «Брехня!», человек тут же думал: «Хотя… Дыма-то без огня не бывает!» Десятки политических карьер были похоронены на этом поле ожесточенного боя за власть.

К губернаторским выборам 2000 года стороны подошли во всеоружии. Новые газеты (в том числе «Симбирские губернские вести» и «Симбирские известия»), созданные как независимые от власти (и, казалось бы, от грызни за нее), поняли, что удержаться в стороне от войны не получится ни у кого. Любое неосторожное слово обсасывалось до тех пор, пока сказанное не выставляло кандидата полным идиотом. Никакой стратегии и тактики – тупая и беспощадная рубка по принципу: победит тот, кто погибнет последним…

Штыки в землю!

«Оглядываясь назад, мы с уверенностью смотрим вперед»

Заголовок из «районки»

Новые выборы – новая информационная война в газетах. По сути, она уже началась. Гордимся, что мы в ней не участвуем. Жалеем, что от этой войны не удержались наши коллеги из «Народной газеты», «Симбирского курьера» и «Вестника», опубликовавшие статьи, в которых наша газета и весь коллектив просто и незамысловато обливались грязью. Наши постоянные читатели, должно быть, заметили, что мы решили не пачкать наши страницы разборками с коллегами. Вместо этого мы отправили 36 исков в суд, который, надеемся, защитит честь, достоинство сотрудников газеты и разберется, можно ли было называть нас «псевдожурналистами», «держащими в руках грязное перо», «лгунами», «фальсификаторами», «информационными киллерами».

Нам кажется, что время кричать «сам дурак» в ответ на любую нелепицу в твой адрес давно прошло. А возникшие споры надо решать в суде – это более цивилизованно. Надеемся, что, если все мы, работники прессы, будем придерживаться того же мнения, газетные войны навсегда уйдут в прошлое…