Вчера на Центральном железнодорожном вокзале Ульяновска встречали мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Эти православные реликвии с 1921 года хранятся в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины на Елеонской горе, откуда, по преданию, вознесся воскресший Христос. В Россию останки великомучениц привезли впервые. Раки с мощами побывали уже на Дальнем Востоке, в Якутии, на Курилах. К нам они прибыли из Самары.

Перед прибытием поезда верующие на перроне читали акафист, в руках держали фотографии Елизаветы Федоровны. Состав, доставивший к нам святыни, появился под звон колоколов. Сначала встречающие увидели икону с изображением святых, а потом уже и раки. Пока реликвии несли к машине, люди старались прикоснуться к ним. К слову сказать, народу на вокзале было немного. Мощи встречали представители духовенства и православной общины. Как выяснилось, руководство большинства областей, где раки уже побывали, сочло необходимым присутствовать на таком значительном для православной общины событии. И везде реликвии сопровождал военный караул. Ульяновск – город, породивший человека, с которым связана гибель дома Романовых и личная трагедия Елизаветы Федоровны, – в этом смысле был исключением.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, родная сестра Александры Федоровны, супруги Николая II, – личность яркая и значимая не только с религиозной, но и с исторической точки зрения. На двадцатом году жизни Елизавета, дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского и принцессы Алисы, стала женой дяди будущего императора, Великого князя Сергея Александровича. Вспоминают, что ее называли одной из двух самых красивых женщин Европы. Но блестящая внешность и высокое положение имели очень мало значения в жизни княгини. Она страстно полюбила Россию, приняла православие и посвятила свою жизнь служению несчастным и обездоленным. О милосердии княгини ходили легенды, хотя большинство из них имеют подтверждение в исторических архивах. Известно, например, что Елизавета Федоровна обращалась к императору с просьбой помиловать убийцу ее горячо любимого мужа (князь Сергей Александрович стал жертвой эсера Каляева). Николай II отказал ей в этом.

После гибели мужа Елизавета Федоровна собрала все свои драгоценности, часть отдала в казну, а остальные употребила на строительство Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, где устроила церковь, больницу, аптеку, амбулаторию, школу, библиотеку. На четвертом году своего вдовства великая княгиня надела на себя одежды крестовой сестры милосердия и заявила, что оставляет блестящий мир и восходит в «более великий мир – мир бедных и страдающих». С тех пор Елизавета Федоровна вела жизнь подвижницы – спала не более трех часов в сутки, участвовала во всех делах обители как рядовая сестра, работала в клинике (даже ассистировала на операциях), ночи напролет просиживала у постели тяжело больных, принимала посетителей, разбирала прошения и письма. Ее называли Великой Матушкой, слава о ней шла по всей России и за ее пределами (княгиня строила православные храмы в западных странах).

Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не трогали. В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, Елизавету Федоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. Ее отправили в Пермь. До самого конца княгиню сопровождала одна из сестер обители – инокиня Варвара.

Последние месяцы своей жизни Великая княгиня провела в заключении, в школе на окраине города Алапаевска. Вместе с ней под стражу были заключены еще пять князей дома Романовых. А ночью 18 июля Елизавету Федоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника, которую потом забросали ручными гранатами. Сохранились воспоминания, что, когда Великую княгиню сталкивали в бездонную яму, она повторяла молитву, произнесенную распятым на кресте Христом: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают».

Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине пятнадцати метров. Рядом с ней нашли тело князя Ивана Константиновича с перевязанной головой. Даже в шахте, с тяжелейшими переломами и ранами, Великая Матушка стремилась облегчить страдания ближнего. Скончалась Елизавета Федоровна в страшных муках.

Великая княгиня завещала похоронить себя в Иерусалиме. Путь останков великомучениц в Святую землю был долгим. Начался в октябре восемнадцатого года, а закончился в январе 1921 года.

Документально зафиксировано, что Елизавете Федоровне несколько раз давали возможность покинуть Россию в преддверии октябрьского переворота, но она отказалась. Сказала, что останется до конца в стране, которую так искренне и глубоко полюбила.

Спустя без малого столетие останки вернулись в Россию. Раки со святыми мощами пробудут у нас до февраля, а потом снова вернутся в Иерусалим.

Из Ульяновска святыни уже сегодня увезут в Казань. Проводить их можно на железнодорожном вокзале. Поезд уходит в 00.23. Сегодня же состоится Крестный ход. Раки с мощами провезут вокруг города. В 13.00 машина отойдет от храма Неопалимой Купины, а через три часа вернется.