Опасный газопровод
Если частная газовая труба рванет возле НИИАРа, может случиться катастрофа регионального значения
Димитровградская общественная организация “Центр содействия гражданским инициативам” уже не первый год говорит, кричит, сообщает в прессе, добивается внимания со стороны властей всех уровней с одной целью обратить внимание на безопасность людей, живущих в “ядерном” регионе, в близком соседстве с НИИАРом и его семью ядерными реакторами. Поводов для беспокойства, к сожалению, более чем достаточно.
На состоявшейся вчера пресс-конференции речь шла об итогах первого этапа организованной “Центром содействия…” кампании “Ядерному” региону должную безопасность”. Она проходила в Димитровграде 22-го сентября. За три часа сотни людей подписали открытое обращение к руководству области, в котором изложены конкретные пути решения первоочередных проблем обеспечения безопасности региона.
Четыре требования к власти
В документе обозначены четыре болевые точки.
1. Запретить закачку жидких радиоактивных отходов в водоносный комплекс на полигоне ГНЦ НИИАР. Исходя из рекомендаций МАГАТЭ захоронению должны подвергаться радиоактивные отходы только в отвержденном виде.
2. Обеспечить полную открытость информации о выбросах всех радиоактивных веществ ГНЦ НИИАР и предоставлять ее максимально оперативно, в том числе на сайте в интернете.
3. Обеспечить возврат государству магистральных газопроводов, принадлежавших в свое время НИИАРу и переданных с участием руководителей атомного центра частной фирме ООО “Автогазсервис”. Обеспечить доступ квалифицированных специалистов к “частным” газопроводам для проведения комплексной экспертизы их аварийнотехнического состояния. Лишить недобросовестных коммерсантов возможности получать сверхприбыли за счет безопасности и здоровья граждан.
4. В срочном порядке решить вопрос о завершении строительства хирургического комплекса и об основном его заказчике, в качестве которого обязана выступить администрация Ульяновской области, а сам этот объект здравоохранения должен стать филиалом областной больницы с учетом его особой важности как для самого “ядерного” города Димитровграда, так и для всех восточных районов Ульяновской области.
Выброс 1997 года
На отдельных пунктах требований участники пресс-конференции остановились подробнее.
Юрий Загуменнов, бывший старший научный сотрудник НИИАРа рассказал, к чему может привести закачка в недра жидких радиоактивных отходов. В двух словах – к катастрофе.
Другая опасность – выброс радиоактивных веществ в воздух в результате аварии на реакторе.
Юрий Загуменнов сам был свидетелем такого ЧП в 1997 году, во время работы на НИИАРе. Руководство института не предупредило об опасности ни население, ни своих сотрудников. Аварию просто замолчали, чтоб не было хлопот. На самом деле специалисты знали, что в августе 1997 года произошел серьезный выброс радиоактивного 131-го йода.
Этот изотоп замещает традиционный йод в щитовидной железе и вызывает ее серьезные заболевания, чаще всего – рак. Чтобы обезопасить себя, живущим поблизости людям надо было пить препараты йода, однако им об этом никто не сказал. При этом выброс продолжался в течение трех недель. В последующие три года медики фиксировали троекратный рост онкологических заболеваний щитовидной железы у димитровградцев.
Из трубы качают деньги
В 1993 году в результате сделки в традициях “дикого капитализма” магистральные газопроводы высокого давления, обслуживающие профильное производство и ТЭЦ НИИАРа, безвозмездно перешли к частной коммерческой фирме “Автогазсервис”. “Центру содействия гражданским инициативам” этот факт стал известен, разумеется, позже. Но его не стали замалчивать. Последствия газовой сделки трудно переоценить. Газопроводы являются стратегическими объектами повышенной опасности, для их эксплуатации нужны профессиональныеспециалисты и соответствующие службы. В сложившейся ситуации даже в случае неполадок звонок в единую аварийную службу 04 с частного газопровода – вне закона. Один раз выброс газа из-за ремонта пролегавшей рядом теплотрассы уже был зафиксирован четыре года назад. Пришлось звонить как раз по телефону 04. Аварийщики не заставили себя ждать. “Мы, конечно, всегда готовы приехать и все сделать, – сказал главный инженер “Ульяновскрегионгазсервиса” (структура “Газпрома”) Анатолий Береснев. – Однако такие вещи надо оформлять юридически”.
Представитель “Автогазсервиса” сослался на существование собственной аварийной службы, на то, что газопровод находится в промзоне, вдалеке от жилых микрорайонов, что состояние и качество обслуживания объекта не вызывает беспокойства. Однако в ответ ему прозвучал факт прямо противоположного свойства. Гендиректор “Ульяновскмежрегионгазсервиса” Анатолий Хвастунов сообщил, что его организация отсудила у “Автогазсервиса” газопроводы, ведущие к ульяновским ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, доказав незаконность сделки по их приобретению частной компанией. Состояние газопроводов Хвастунов оценивает как плохое.
На них совершенно отсутствовала электрохимзащита, что могло привести к серьезной аварии. Чтобы восстановить газопроводы, пришлось вложить несколько миллионов рублей. “И то, только чтобы перезимовать”. Специалисты предполагают, что нелучшее состояние и у газопроводов, ведущих к НИИАРу и к ульяновской ТЭЦ-2.
Вопрос о законности “газовой” сделки, совершенной когда-то руководством НИИАРа и “Автогазсервиса”, будет решаться, конечно, не на пресс-конференции, а, скорее всего, в суде.
Ясно, что коммерсанты гнали по трубе миллионы кубометров газа, получая за это сверхприбыли. Но факт остается фактом: эта собственность сегодня не зарегистрирована, на нее нет правоустроительных документов, она даже не стояла в плане приватизации. Законный же ход событий таков. Территориальное агентство по федеральному имуществу должно подать иск в суд, чтобы вернуть газопроводгосударству.
Председатель совета “Центра содействия гражданским инициативам” Михаил Пискунов сообщил, что по этому вопросу готово обращение в Генеральную прокуратуру, в Федеральную службу по атомному надзору и в Федеральное агентство по имуществу. “Если начнется утечка на этом газопроводе, взрыв, пожар, возникнет катастрофа, угрожающая безопасности всего региона”, – сказал он.