На фото:

В.Шаманов

М. Шканов

Д. Пиорунский

А. Бударин

Так получилось, что с января 2003 по май 2004 года я работал в областной администрации – пресс-секретарем одного из замов губернатора. Что называется имел возможность рассматривать власть изнутри. Мой рассказ не откроет каких-то страшных тайн, но, думаю, впечатления, вынесенные мной из закулисья дома на площади Ленина, многим помогут разобраться в причинах того, что происходило в нашей области в последние годы.

Впечатление №1

АКУЛА НА ПЕСКЕ

Расскажу басню… Жила-была в море акула, практически непобедимая в своей стихии, акула, которую боялись все, в эту стихию попадающие – и наземные, и воздушные твари. А на берегу моря стояла деревня, которую одолевали мыши. И в этой деревне был староста, боровшийся с мышами тем, что запрещал мельницы и хлебные лавки, полагая, что, если не будет у мышей еды – они сами собой переведутся. Естественно, это вызывало недовольство у местных хлеботорговцев. И они решили старого старосту спихнуть. Но как? Используя страх жителей приморской деревни перед морским хищником. Они выловили акулу и начали носить ее по деревне, говоря каждому встречному: «Вы же знаете, как акула жестока и беспощадна? Вы же знаете, что сильнее ее зверя нет? Выберите ее деревенским старостой, и она вмиг вам всех мышей изловит!». Народ поверил и выбрал.

Что в итоге? Хлеботорговцы развернули небывалую торговлю хлебом, отчего мыши в деревне размножились многократно. А акула… Это в море акула – хозяин, а кто она на берегу? Дохлая рыба на песке. Или рыба в аквариуме… Некоторое время хлеботорговцы еще об акуле заботились – вывозили ее на презентации, открытия, говорили народу: «Смотрите, какие у нее зубы! Она уже тысячу мышей ими съела! Искоренение мышей в нашей деревне идет все лучше и лучше!». Но потом хлеботорговля пошла так успешно, что никакая акула им стала не нужна. И они ее бросили.

Итог: в выигрыше от всей этой истории остались хлеботорговцы и мыши, в проигрыше – жители деревни и сама акула, которая, сидя в аквариуме, по-моему, так ничего и не поняла. Назвать вам имя этой акулы?

Впечатление №2

КОМАНДА

Я вот все думаю, что было бы, если бы акулу-Шаманова привели к власти не те, кто хотел добиться разрешения на торговлю хлебом, а те, кто хотел бороться с грызунами? В этом случае мы сейчас пели бы ушедшему губернатору славу! Потому как именем акулы можно не только прикрывать свою личную выгоду, но и вершить великие дела. Нет, я не спорю с тем, что во власть все идут за личным интересом – это факт. Но у действительно цельной натуры, у настоящего лидера личный интерес очень тесно переплетается с общественным. Цель такого лидера – не материальный достаток, а слава. Славы же можно добиться, только действуя в интересах народа.

«Великие дела» могли бы получиться, если бы в окружении Шаманова оказались люди, озабоченные общественным интересом и имеющие достаточно сил, чтобы этого интереса добиваться. Но люди оказались с червоточинкой. Одни были откровенными торгашами, другим не хватило мужества хотя бы попытаться переломить ситуацию. Здесь были люди, радеющие за общественный интерес, но при этом недостаточно умные. Были умные, но при этом бесчестные. Были честные, но при этом трусливые. Были смелые, но при этом ленивые. Результат: мы получили то, что получили.

Впечатление №3

ПИОРУНСКИЙ

Хаос в команде Шаманова начался не пару месяцев назад, когда начались официальные переговоры о переводе губернатора в Москву. Хаос начался в феврале 2004-го, когда команду покинул главный идеолог всех экономических преобразований – заместитель губернатора по экономике Пиорунский, с середины 2002-го фактически являвшийся первым лицом области.

Пиорунский – очень странная и противоречивая фигура для нашего провинциального города. Пиорунский – это гениальные мозги ученого-физика (он автор кучи изобретений), приложенные к науке удовлетворения собственных потребностей. Никогда не забуду трех связанных с ним эпизодов. Первый – как он, сидя в кругу местных писателей (представляете, какие у местных писателей, которых никто не публикует в принципе, могут быть заработки?), поигрывал дорогой карточной колодой, купленной им только что за 40 долларов, и говорил, что это ему на вечер – расписать пульку. Представляете, что думала о нем полуголодная интеллигенция? Второй эпизод – как он добился того, чтобы личные телефоны ульяновцев не переводили на посекундную оплату, а потом сказал: «Мог бы (он назвал сумму в несколько сот тысяч рублей) в карман положить и в это дело не ввязываться». Видимо, речь шла о взятке, которую ему предлагали за одобрение посекундной оплаты. И третий эпизод – когда ему в приемную позвонил совершенно пьяный незнакомый человек, сказав, что у него есть чумовые идеи, и предложил встретиться. Пиорунский назначил встречу ночью в одном из кафе и несколько часов сидел там, выслушивая истории о жизни дна города. А, выйдя, произнес: «Это гениально!».

Пиорунский жил для того, чтобы получать удовольствие от жизни – будь то еда, встреча с интересным человеком или общественно значимый поступок. Он делал только то, что ему было интересно. Власть же – это постоянный, каждодневный, упорный труд, это ответственность, это самопожертвование. Пиорунский собой не жертвовал, процесс управления экономикой области был для него скорее компьютерной игрой. А в игре ты же не обязан быть ответственным – тщательно продумывать каждое свое решение и заботиться о жизни каждого солдата. Их же как бы не существует! Не получилось что-то – и ладно. Это же не фатально для самого игрока. Проиграл? Подумаешь! Вокруг столько других игр…

Сила личности Пиорунского была такова, что в свою бытность замом именно он являлся фигурой, сплачивающей вокруг себя различные силы. После его ухода каждый потянул одеяло на себя, и стало окончательно понятно, что дни существующей администрации сочтены.

Впечатление №4

ДРУГИЕ ЗАМЫ

Из других заместителей Шаманова я имел возможность наблюдать за тремя – Михаилом Шкановым, Александром Будариным и Марией Большаковой.

Александр Бударин мне показался человеком, объединяющим в себе два начала. С одной стороны, он (недаром является сыном военного и все детство провел в военных городках) человек очень ответственный и приученный к дисциплине, человек, у которого в крови старая советская закалка. А с другой стороны, это человек, получивший образование в престижнейших западных университетах, сполна испробовавший плодов сладкой западной жизни и имеющий крайне демократические взгляды. Мне кажется, что эта двойственность являлась причиной постоянного внутреннего конфликта Бударина. Он не мог не видеть, что новые демократические принципы построения экономики разрушают старый советский уклад. Он искренне верил в то, что строил «лучший мир», но какая-то часть в нем этому противилась…

Другой клубок противоречий – Михаил Шканов. Михаил Иванович мне показался человеком по-настоящему русским – искренним и открытым, но недостаточно сильным, не имеющим необходимых лидерских качеств для самостоятельного управления территорией. Шканов всегда попадал под чье-то влияние, всегда был вторым. Он командный игрок, привыкший и умеющий работать «под руководителя». Но демократическое время поселило в нем иллюзию, что он может быть первым и независимым, оно родило в нем гигантские амбиции. Амбиции сталкиваются в нем с нерешительностью. И это подрывает уверенность Шканова в своих силах, заставляет искать опору в сильных личностях, что, согласитесь, не способствует реализации собственных амбиций. Замкнутый круг…

Вот в ком я не заметил никакой двойственности, так это в Марии Большаковой. Мария Григорьевна – милейший в общении человек, и человек на своем месте. Она исполнитель, труженик, не изменивший своей внутренней сути, которую реализовывала еще в бытность первым секретарем райкома партии. Она всегда «пахала» – не зависимо от того, кто был у власти. Она не «примазывалась» к новым начальникам или изменению политической ситуации, она просто работала. Она всегда была вне политики. И, в отличие от многих других чиновников, приходящих во власть «хапнуть», так и не приобрела никаких великих материальных благ: Большакова по-прежнему живет в скромной квартире и по выходным ездит ухаживать за огородом на свои шесть соток. Мария Григорьевна – одна из немногих членов команды Шаманова, боровшаяся с теми «грызунами», о которых шла речь вначале. По правде говоря, мне кажется, что Большакова будет востребована при новой власти…

Впечатление №5

РЕЗУЛЬТАТ

Как ни цинично это звучит, но, если нет возможности накормить людей, нужно убедить их в пользе голодания. Для их же пользы. Потому что, если не убедить, в обществе начнется хаос. В советские времена людей «грузили» социалистическими идеями. При Фролыче – «мягким вхождением» в рынок. При Шаманове не «грузили» ничем. Результат – революционная ситуация. Вспыхнувшая не из-за миллионных вливаний из-за рубежа (как на Украине, в Грузии или Абхазии), а стихийно – просто из-за недостаточного профессионализма власти. Ульяновская область, и так всегда жившая несладко, сейчас находится в ужасающем состоянии, когда внутренний хаос и ощущение вседозволенности живет почти в каждом человеке.

Главное зло, сотворенное командой Шаманова, не в том, что он позволял хлеботорговцам воровать, и не в том, что плохо боролся с мышами. Главное зло в том, что воровство хлеботорговцев и существование огромного количества мышей стало РЯДОВЫМ И ОБЩЕСТВЕННО НЕ ОСУЖДАЕМЫМ ЯВЛЕНИЕМ. Стало нормой жизни, бороться с которой новой команде будет очень и очень трудно…