Через несколько лет, как утверждают специалисты, иномарки догонят в России объемы продаж исконно отечественных автомобилей. Свою лепту в это может внести и УАЗ. По словам генерального директора автозавода Виктора Клочая, ульяновское предприятие очень рассчитывает, что именно здесь будут собираться корейские внедорожники “Rexton”, о производстве которых в России по лицензии договорились на прошлой неделе “Северсталь-Авто” и “Ssang Yong Motor Company”. Речь об этом зашла на пресс-конференции руководства УАЗа, прошедшей 14 декабря.
Как сказал Клочай, УАЗ имеет хорошие ресурсы для сборки внедорожника-иномарки, но окончательное решение о месте размещения нового производства руководителями “Северстали” еще не принято. Многое зависит от таких вопросов, как доставка компонентов из Кореи, движение готовых машин к потенциальным покупателям и т.п.
– Я уверен, что УАЗ в любом случае выиграет от сотрудничества “Северстали” с корейской компанией, – подчеркнул Клочай. – Что-то полезное мы сможем почерпнуть и для нашего модельного ряда, даже если партнеры остановят свой выбор на другой площадке. Подготовка к сборке “Rexton” не ударит по проектам нашего завода, по разработке новых моделей “уазиков”. К тому же работы по “УАЗу!3163” почти все уже проинвестированы, в следующем году его надо ставить на конвейер. У нас есть несколько версий этого автомобиля.
В основном вторничная пресс-конференция была посвящена предварительным итогам уходящего года на заводе. Как отметил Клочай, не все удалось сделать, что планировалось. Главное, не удалось выдержать намеченный в начале года объем продаж автомобилей: он составит где-то 70 тыс. штук – на 12 тыс. меньше плана. Прибыль от продаж снизилась на 15 процентов, чистая прибыль, естественно, тоже. Рост средней зарплаты не достиг желаемого рубежа, остановившись пока на 6600 рублях. Основной удар по объемам пришелся со стороны грузовиков и “вагонников” – снижение на 22 процента. Подобного никто не ожидал. Эти автомобили считаются “бюджетными”, но все министерства и ведомства снизили свои заказы. Добавьте сюда подорожание металла, энергоносителей, обострившуюся в 2004 году конкуренцию со стороны иномарок.
В такой ситуации, чтобы удержаться на плаву, предприятию требуется усилить работу по снижению издержек, повышению эффективности производства и качества продукции. Чем УАЗ и занимался. На пресс-конференции прозвучали такие факты. В результате внедрения производственной системы оптимизации в кузовном цехе №1 почти в пять раз сократились среднесуточные простои конвейеров, что позволило высвободить более полутора миллионов рублей оборотных средств.
227 млн рублей экономии принесут до конца года рацпредложения и мероприятия программы снижения издержек. За девять месяцев удалось снизить вполовину сумму окончательного брака по собственному производству, на 20 процентов – затраты на гарантийный ремонт.
Главным внутренним инструментом снижения издержек и создания более эффективного бизнеса руководство УАЗа считает реструктуризацию производства. “СК” подробно писал об этом процессе в октябре. Сейчас на автозаводе подходит к завершению первый этап. В ходе реорганизации дирекции по производству с укрупнением цехов сокращено 110 управленцев. Продолжается выделение в самостоятельные структуры непрофильных подразделений.
По словам Клочая, реструктуризация не так страшна, как ее малюют, и уж тем более не является простым сокращением кадров: после создания всех запланированных дочерних предприятий консолидированная численность персонала на УАЗе (головное производство плюс “дочки”) уменьшится лишь на 5-6 процентов. По-другому просто не может быть, раз на заводе стоит цель повышать производительность труда.
– Выделяемые подразделения будут стопроцентными дочерними предприятиями УАЗа, за которые завод несет ответственность, – сказал директор по экономике и финансам Николай Соболев. – Каждый месяц финансовый комитет рассматривает результаты их деятельности, в случае возникновения проблем принимаются корректирующие меры. УАЗ не оставит выделенные подразделения один на один с проблемами. В то же время, считаю, у них появятся резервы для улучшения своего бизнеса, увеличатся заказы со стороны.
Сегодня часть бывших уазовских активов уже находится в самостоятельном плавании: типография, ЖКХ, профилакторий, автотранспортное управление. Наиболее крупное из них – “УАЗ-Автотранс” – по итогам 9 месяцев получило прибыль около 300 тысяч рублей.
С 1 января 2005 года очередной “дочкой” станет металлургическое производство. Автозавод основательно подготовился к рождению “УАЗ-Металлургии”: там появился новый плавильный комплекс для отливок из высокопрочного чугуна, пуск немецкой установки назначен на сегодня. Это должно повысить качество литья, удешевить его для УАЗа. Автозавод планирует вернуть на “УАЗ-Металлургию” те заказы на чугунные изделия, что размещал в последние годы на других предприятиях. И все равно еще 30 процентов новых мощностей можно будет загрузить внешними заказами.
В следующем году процесс появления дочерних предприятий продолжится. Ведь на современных автомобилестроительных компаниях сегодня сохраняются лишь основные функции – штамповка, сварка, сборка и окраска машин. Выделение непрофильных производств позволит снизить издержки УАЗа на 15 процентов, было сказано на пресс-конференции.