Пора создавать комитет защиты населения Ульяновска и области от энергетиков, иначе нас ждут дальнейшая разруха и разграбление

К такому выводу пришел, наблюдая за событиями последних лет, директор одного из городских предприятий Олег Пушкин. Он не случайно обращается с этой темой сейчас в газету. В области, и особенно в Ульяновске, энергетиками вновь заведена старая «песня» о долгах за их продукцию – электроэнергию и тепло. С помощью судебных процедур ими фактически заблокирована деятельность мэрии города – на ее счета раз за разом накладывается арест, после чего все поступающие в бюджет деньги автоматически уходят в ведомство Чубайса.

Это будет продолжаться и дальше, считает Олег Пушкин, поскольку именно на такой сценарий запрограммирована действующая ныне энергосистема. Объективно наша область могла бы жить, по мнению Пушкина, не испытывая каких-либо ощутимых проблем с теплом и электричеством. На территории Ульяновска находятся три большие ТЭЦ. При нормальной загрузке – не ниже 80 процентов от их мощности – теплоэлектроцентрали способны вырабатывать столько электроэнергии, что ее хватило бы и на внутренние нужды области, и на продажу вовне.

Горячая вода – за гроши

Попутным продуктом производства электроэнергии является горячая вода (в нее превращается пар, отдав энергию турбинам). Путь этой воды один из двух: либо на градирни – для охлаждения и последующего возврата к котлам, – либо – в дома жителей. Во втором случае воду приходится иногда подогревать – до заданной температуры, чтобы по пути к домам она не успевала слишком сильно остыть. Летом подогрев минимален либо не требуется вообще. То есть вне отопительного сезона горячая вода, полученная в процессе производства электроэнергии, является дармовым продуктом, поскольку затраты на ее нагрев уже заложены в электротарифы.

В таком режиме, производя одновременно электричество и тепло, и должны работать ТЭЦ. Но к ульяновским теплоэлектроцентралям это не относится. Они едва загружены, вырабатывая минимум электроэнергии. Остальное закупается на ФОРЭМ. Так выгодней энергетикам. Продаваемое на оптовом рынке электричество идет туда чаще всего с ГЭС, где его производство имеет низкую себестоимость, поэтому торговля им приносит РАО «ЕЭС» гигантские барыши. Между тем, отмечает Олег Пушкин, энергия со своих собственных ТЭЦ обходилась бы ульяновским потребителям значительно дешевле, чем покупаемая на ФОРЭМ.

Губернаторские нокауты

Интересы области в этой сфере пережили, по словам директора, два сильнейших удара. Первый был нанесен Горячевым, согласившимся в начале 90-х годов на передачу городских ТЭЦ в собственность РАО (Башкирия, Татарстан, Чувашия – не отдали). Правда, Юрий Фролович сам контролировал тарифы, говорит Олег Пушкин.

Энергетики ворчали и морщились, но в суд не подавали. По крайней мере, на память подобные судебные процессы не приходят. В суде им пришлось бы доказывать свои претензий и раскрывать себестоимость, чего они категорически не хотят.

Вторым ударом, отправившим область в нокаут, стало признание Шамановым долгов региона перед РАО «ЕЭС». Долгов, насчитанных, как многие уверены, от фонаря. Последствия ударов тянут область на дно.

Накручиваемые областным комитетом цен с подачи энергетиков тарифы ведут к дальнейшему росту долгов «перед Чубайсом», а также к увеличению издержек ульяновских предприятий и утрате ими конкурентоспособности по сравнению с коллегами из других регионов. Это замкнутый круг, из которого, если ничего не менять, выхода не будет, считает собеседник «СК».

Доходы – как в России, цены – как в Европе

Тарифы, в том числе и электрические, обсуждались на днях в Совете Федерации. Вызванный туда сенаторами глава соответствующей Федеральной службы господин Новиков заявил, что тарифы не расти не могут, поскольку они, дескать, сильно занижены.

Если бы их повысить одномоментно, сказал Новиков, рост получился бы в 3-4 раза. Чего в этих словах больше, бреда или циничного признания единства интересов монополий и призванных контролировать тарифы на их продукцию чиновников, вопрос открытый.

Заявление Новикова означает, в частности,что электроэнергия в России должна обойти по цене таковую в странах Евросоюза, где она чуть ли не самая дорогая в мире. В Европе нет ни своего газа, ни своей нефти, ни рек, на которых можно было бы возвести ГЭС.

Электричество вырабатывается там на топливе, закупаемом у нас, в России, и еще на Ближнем Востоке, в Туркмении и в Африке. Топливо же от нас, например, приходит куда-нибудь в Италию уже после того, как на нем поживятся сначала российские жулики, потом жулики стран, через которые оно идет по трубам,потом ловкачи страны-покупателя. И все равно тарифы на электричество оказываются в Европе ниже, чем те, по которым российские чиновники мечтают продавать энергию своим гражданам. При этом средняя зарплата в странах Евросоюза близка к 1500 евро, что в пересчете на наши деньги около 52 тысяч рублей. А минимальная зарплата там порядка 1000 евро (35 тысяч рублей). Версией, хоть как-то объясняющей российский маразм, может быть следующая: люди, устанавливающие, будучи сегодня на госслужбе, для нас тарифы, завтра планируют пересесть в начальственные кресла частных контор и на этих же тарифах набивать себе карманы. Эдакая работа на перспективу.

Порвать с Чубайсом

Применительно к Ульяновской области Олег Пушкин видит два направления борьбы с энергомонополией.

Первый предполагает создание общественного комитета защиты прав потребителей с включением в его состав опытных юристов и экономистов. Задача этой организации – оспорить аппетиты энергетиков в судебном порядке.

Сам Олег Иванович Пушкин подозревает, что ведомством Чубайса нарушаются как минимум два федеральных закона. Речь в законодательстве идет, как известно, об экономически обоснованных тарифах, а это значит, что ТЭЦ должны работать в оптимальном, с наибольшим КПД, режиме. Таком, когда производится одновременно и электроэнергия, и тепло. Иной режим работы ТЭЦ смахивает на жульничество.

Второй путь – ускорение перехода на малую энергетику и прекращение сотрудничества с подразделениями РАО «ЕЭС». Для обогрева домов надо строить мини-котельные – домовые, квартальные, а где есть возможность – устанавливать и индивидуальные отопительные системы. Архиважным в этом наш собеседник считает сохранение в городской собственности предприятий жизнеобеспечения, таких, как «УльГЭС», «Водоканал», «Теплосети». Без решения вопросов с ТЭЦ и малой энергетикой городу из кризиса не выйти. И если кто-то обещает с проблемами покончить, но не упоминает тему ТЭЦ и фальшивости предъявляемых городу долгов, то он врет, говорит Олег Пушкин.