Плох тем, что надоел
Режим в России будет, скорее всего, ужесточаться. К такой мысли пришел ульяновский политик и предприниматель Хамзя Ямбаев, вернувшись с Украины, где он был наблюдателем на выборах президента. Делясь с корреспондентом «СК» впечатлениями от поездки, Ямбаев отметил, что среди всего прочего увидел много аналогий в предвыборной ситуации на Украине и в нашей области.
– А как вы оказались в числе наблюдателей – кто-то специально занимался их набором?
– Меня пригласила московская общественная организация, не партия и не госорган.
Появление же корпуса наблюдателей от России означает, видимо, что у нас осознали необходимость создания неправительственных структур для выполнения некоторых дипломатических функций в ходе политических событий в других странах. На Западе это дело существует давно. Оттуда едут разного рода эксперты и исследователи, которые фактически участвуют в политических процессах за рубежом.
Понятно, что участвуют в интересах тех стран, принципов и ценностей, которые представляют. Насаждение этих ценностей во многом и идет через них. Классический пример – ОБСЕ.
Кроме нее, разные фонды. Россия пока только пытается встать на этот путь. Мы явились первым опытом такого рода.
– Если не секрет, на чьи деньги осуществлялась поездка?
– Я этого не знаю. Возможно, на деньги бизнес-структур. Нас в такие подробности не посвящали.
– Насколько мне известно, ваша группа была причислена к лагерю наблюдателей со стороны Януковича. С вами проводился какой-то инструктаж?
– Группу, в которой ехал я, инструктировать особо не нужно было. Нам не надо рассказывать, где находится Украина, мы это и так знаем. Кроме того, перед отъездом я полистал некоторые справочники, изучил, например, особенности религиозной ситуации на Украине.
– Но вам, наверное, сказали, что интересы России в том раскладе, какой получился у них на выборах, – это Янукович…
– Специальной установки не было, но нам сказали, что Запад целиком и полностью на стороне Ющенко. Да это и так было видно. На майдане была тьма людей из Европы, Канады, Америки. Вплоть до обществ защиты животных, которые держали в руках плакаты с оранжевыми котами. И потом – Запад оплачивал акции на майдане…
– Кормил и поил митингующих?
– Не только. Им за каждый день выплачивалась своего рода зарплата. Я разговорился там с двумя братьями. Один живет в Чернигове, работает водителем на микроавтобусе.
Его попросили отвезти людей в Киев, а уже в Киеве предложили остаться на митинг. Сказали, что будут давать по 200 гривен в сутки, это тысяча рублей. Он позвонил брату в деревню, чтобы и тот приезжал. Им до фонаря: что Ющенко, что Янукович. Одного обзывают козлом, другого, Януковича, гомиком. Но за 200 гривен в день на работе надо пахать, а тут и тусовка, и еда, и деньги. Если бы, говорят, еще и четвертый тур был, вообще была бы красота. Многие украинцы едут в поисках заработков к нам, в другие страны. Я, кстати, заметил, что Киев напоминает Россию примерно десятилетней давности. Улицы, торговые точки, реклама, внешний вид жителей. Все беднее.
– Чем же их взял Ющенко, кроме денег на майдане? Голосовал-то народ ведь уже не за деньги?
– Они устали от Кучмы и ждут перемен.
Причем даже объяснить не всегда могут, чем плох Кучма. Плох – и все. Улучшения жизни с ним не будет, надоел. Кто угодно, лишь бы не Кучма, а Януковича считают человеком Кучмы. Это похоже на Ульяновск: проголосуете против Морозова, получите Шаманова, то есть его ставленника – например, Шканова, которого однозначно отождествляют с Владимиром Анатольевичем. Янукович и ошибку сделал такую же, как Шканов. От Кучмы надо было давно отойти (а Шканову – от Шаманова), но момент был ими упущен.
– Можно ли сказать, что в схватке за Украину Запад сошелся с Россией и Россия проиграла?
– Можно. У России есть амбиции сверхдержавы, но нет тех ресурсов, которые есть у Запада. Правда, большой враждебности к России я в Киеве не видел. Есть отдельные элементы, но в целом настрой дружелюбный. В микрофон пытались кричать антироссийские лозунги, но майдан ихне подхватывал. Нас там не ругали.
– А наши власти?
– Власти – да, крепко доставалось Путину, Грызлову, Слиске, Лужкову, Жириновскому. И, наверное, все.
– Но есть и мнение, что Ющенко для России даже лучше, чем Янукович. Этот последний – глава олигархического клана, который ставит рогатки на пути нашему бизнесу на Украине. А Ющенко, дескать, рогаток ставить не будет…
– Доля истины в такой версии, я думаю, есть. Если Янукович «держит» Донбасс, то Ющенко своего большого бизнеса не имеет.
Несмотря на занимаемые в прошлом посты главы национального банка и премьер-министра. Ему приписывают только сеть закусочных «Швидко», это что-то вроде «макдоналдсов». И все. Поэтому в экономическом плане он будет, наверное, более открытым, и деловая Россия может оказаться в выигрыше. Но политические позиции мы там проиграли.
– В чем именно?
– На Крещатик поддержать Ющенко пришли открытые враги России. Это и сепаратистская Чечня, и Грузия, которая выкрикивала требования типа «Москва, вон из Абхазии!».
Украина – не просто наш сосед. Там заводы по выпуску комплектующих для российской оборонки, там наш Черноморский флот, там Черное море, наконец, откуда Россию будут, видимо, вытеснять. В этом поражение.
– Существует, однако, еще такое мнение, что победа Ющенко подтолкнет Россию к большей демократии и свободе, то есть что это на руку уже и населению нашей страны в целом…
– На майдане и на украинском телевидении прямо говорилось, что «оранжевая» революция будет иметь продолжение в соседних странах: в 2006 году – в Белоруссии, в 2007-м – в России. В Киеве проходят «круглые столы», где все это обсуждается. Участники говорят, что они показывают русским братьям пример. Если россияне умные, они, мол, этому примеру последуют, а если неумные, будут жить под гнетом тирании. Но я считаю, что ответом на победу Ющенко будет ужесточение внутреннего режима в России, то есть закручивание гаек.
– Почему?
– Потому что острее становится необходимость противодействия внешнему давлению, а самый простой рецепт здесь – укрепление оборонки и усиление власти. Иначе мы не великая держава.
– Но на этом пути можно ведь и экономику надорвать…
– Можно.