Кому льготы… в натуре?

Вот уже 21 день страна живет в состоянии, которое журналисты метко окрестили «холодной гражданской войной». Монетизация льгот затронула самую политически и социально активную часть населения – пенсионеров, которые отреагировали на реформу массовыми акциями протеста…. Чаще всего главная причина народного возмущения – откровенное непонимание этой реформы. Что это за «монетизация»? Каким образом будут менять льготы на деньги? И что такое соцпакет?

В Ульяновске, к счастью, ситуация пока относительно спокойная. Но, без сомнения, все эти вопросы волнуют и наших льготников. «МГ» постаралась разобраться в нововведениях……

Итак, никаких льгот больше нет. Вместо них каждому бывшему льготнику прибавляют к его месячной пенсии денежную компенсацию. А также – соцпакет, размер которого для всех один – 450 рублей. В эту сумму включено: 350 рублей – на лекарства, 50 рублей – на бесплатный пригородный или железнодорожный проезд на поезде к месту лечения и обратно и 50 рублей – на санаторно-ку-рортное лечение. На руки эти деньги не выдаются, оставаясь как бы прежними льготами, которые теперь будут четко рассчитывать в денежном выражении.

Кроме того, льготников теперь разделили на две категории: федеральных и региональных. В последнюю категорию включены труженики тыла, ветераны труда и пострадавшие от политических репрессий. Для них администрация области приняла решение сохранить до конца года абсолютно все льготы в натуральном, а не денежном выражении.

Вопросов к этой схеме много. К кому обращаться, если денежная компенсация не компенсирует даже за-траты на дорогу? Как быть, если в месяц на лекарства надо больше 350 рублей? Что делать, если денег на санаторий и дорогу не хватает?

ТРАНСПОРТ

Сейчас это, пожалуй, самый больной вопрос. Притом бывшие льготники четко разделились. Тех, кто живет в селе, замена льгот на деньги полностью устраивает. Ездят они куда-нибудь редко, да и цены на транспорт в селе ниже. А вот горожан такая замена возмутила: теперь они за проезд в городском транспорте платят в несколько раз больше, чем государство им компенсирует. Похоже, с этим будут связаны первые изменения в принятый закон. Президент уже заявил о необходимости скорейшего повышения пенсий (планируется с 1 марта повысить пенсии на 240 рублей) и предоставлении льготникам права выбора – либо купить проездной билет по льготной цене с неограниченным количеством поездок, либо оставить деньги у себя.

В Ульяновске проблему отмены льгот на проезд удалось несколько смягчить. Уже в начале января мэр Сергей Ермаков предложил депутатам гордумы разрешить бесплатный проезд всем категориям бывших льготников до начала февраля. А ветеранов ВОВ, в честь 60-летия Победы, обеспечить бесплатным проездом на весь 2005 год. Как нам рассказал зам мэра по социальным вопросам Николай Усенко, необходимые для этого средства – 6,8 млн. рублей – будут переведены с бюджетной статьи «дотации электротранспорта». Кроме того, сейчас ведутся переговоры с частными «маршрутчиками», чтобы они предоставили право бесплатного проезда для ветеранов в те части города, куда муниципальный транспорт не ходит (к этой схеме планируется «подключить» 63 маршрута). Областная администрация также не осталась в стороне: областным льготникам, денежные компенсации которых явно не достаточны, планируется оказывать адресную помощь. Сейчас для этого готовятся все необходимые документы и списки.

Но, несмотря на все меры, в Ульяновске не обошлось и без скандалов. В первых числах января, когда ни кондукторы, ни льготники еще толком не понимали, кто и сколько должен платить за проезд, в транспорте случались и крупные перебранки, и даже драки. В Ульяновском отделении Всероссийского общества ветеранов нам рассказали о том, что из одного трамвая едва не высадили Героя Советского Союза Старостина. Только звонок заму мэра Усенко помог «разрулить» ситуацию……

ЛЬГОТНЫЕ ЛЕКАРСТВА

Та неразбериха, которая творилась в ульяновских больницах сразу после окончания новогодних каникул, описанию не поддается. Но причины ее объяснить можно. Оказывается, фирма «Биотек», которая выиграла тендер на поставку льготных лекарств в наш регион, получила все необходимые документы только в последних числах декабря и закупить нужное количество лекарств до начала новогодних каникул просто не успела. Кроме того, венгерские, польские и чешские фармацевтические фирмы отказались продавать свою продукцию по ценам, установленным российским правительством. Пришлось в авральном режиме искать новых поставщиков. Короче говоря, к 11 января в нашу область завезли всего две фуры лекарств. Большая часть из них была «сметена» из аптек в течение двух дней. Ажиотаж подогревали и затянувшиеся каникулы, во время которых лекарства достать было трудно, и панические слухи о предстоящей реформе. Народ кинулся в поликлиники за рецептами. Количество посетителей возросло в десятки раз, и врачи, выписывающие рецепты от руки, просто не успевали «обслуживать» всех посетителей….

Начальник областного департамента по здравоохранению Вячеслав Морозов так прокомментировал ситуацию нашему корреспонденту:

– На сегодняшний день льготные лекарства в аптеках появились в достаточном количестве – более 480 наименований. В поликлиники мы срочно привлекаем дополнительных врачей. Думаю, недели через две работа нормализуется… Главная задача для нас сейчас: побыстрее решить проблему компьютеризации поликлиник, аптек, больниц, создать между ними единую информационную сеть. А то врач, выписывающий рецепт на лекарство, даже не знает, есть ли это лекарство в аптеке. Администрация области уже подключилась к этой работе, вместе ищем инвесторов. Пока же выходим из сложившейся ситуации так: любой рецепт может быть «отоварен» в любой аптеке города и области.

Но что же делать, если положенных 350 рублей из соцпакета на лекарства не хватит? Ульяновские чиновники разводят руками: все равно рецепты на все необходимые лекарства льготникам будут выписаны. Разницу же в цене собираются покрывать за счет тех льготников, которые потратят на лекарства меньшую сумму. Система, мягко говоря, сомнительная, но ничего лучшего в сложившейся ситуации пока придумать не удалось.

САНАТОРНО-

КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Примерно так же собираются решать проблему явной нехватки средств на льготные поездки в санатории. По планам правительства, каждый льготник раз в три года может посетить санаторий. 50 рублей в месяц, которые на это выделяются, недостаточно: за три года человек накопит 1800 рублей, а практически все санатории стоят намного дороже. Так что и здесь будут сводить концы с концами за счет тех, кто своей льготой по какой-то причине не воспользуется. Тем не менее, уже сейчас областной фонд социального страхования выделил 380 путевок для льготников.

ВМЕСТО ВЫВОДА

ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ…

Вообще-то представители федеральной власти (и исполнительной, и законодательной), готовившие и принимавшие злополучный закон №122 о замене льгот денежными компенсациями, руководствовались самыми лучшими побуждениями. Неимоверное количество льготников висело на бюджете страны тяжким бременем. Муниципальные предприятия, например, автотранспортные, просто разорялись: компенсировать проезд льготников им должен был бюджет, а там на это дело либо денег не хватало, либо эти деньги таинственным образом исчезали…… Теперь эти проблемы должны быть решены. Так же, как и проблемы сель-ских льготников, большинство которых предоставляемыми льготами вообще никогда не пользовались.

…А ПОЛУЧИЛОСЬ,

КАК ВСЕГДА

Но власти поставили подножку сами себе.

Вот что об этом рассказал журналистам бывший председатель Законодательного собрания Ульяновской области, а ныне аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин:

– Проанализировав ситуацию, мы обнаружили, что 70% населения нашей страны – льготники. Буквально за несколько лет количество инвалидов в России возросло с 2,5 миллионов до 12 миллионов человек. Как это случилось? Региональным властям было выгодно, что на их территории растет количество инвалидов, потому что это служило поводом для привлечения скрытых инвестиций в регион из федерального бюджета. Естественно, возместить все эти льготы россий-ской казне не под силу……

Обидела людей и этическая сторона монетизации. Трудно людям представить, как в кремлевском кабинете сидит какой-то клерк и прикидывает, сколько дать, например, вдове погибшего в Чечне офицера. Может, 200 рублей? Не-е, ей и полтораста хватит…… Оценивать подвиг в деньгах – занятие, по сути, безнравственное.

И окончательно «добила» ужасная организация проведения реформы: огромные очереди в больницах, нехватка лекарств в аптеках, непонимание самих чиновников, что положено каждому льготнику. Кстати, чиновники объясняют неразбериху тем, что «нововведения надо еще «обкатать».

Но почему в нашей стране любое нововведение «обкатывают» на нервах простых людей?