Ледовый тупик
Сегодня областное Законодательное Собрание обсудит, что делать с многострадальным ледовым стадионом, который в Ульяновске несколько лет строят в пойме Свияги. “Ледовой сказке”, кажется, окончательно пришел конец, и получается он совсем не сказочным.
Из “забавы” генерал-губернатора, которую многие воспевали как заботу о спорте и здоровье ульяновцев, к 2005 году получился дорогущий недострой, глыбой повисший на Ульяновской области. Чтобы довести стадион с искусственным льдом до того вида, каким он замышлялся, требуется порядка 400 млн рублей в ценах 2003 года. Областной бюджет просто рухнет от таких расходов: в нем примерно столько запланировано в нынешнем году на всю социальную политику, а на поддержку сельского хозяйства – вдвое меньше. Причем, когда в 2001 году ледовый стадион затевался властями, все прекрасно все понимали. Но желание иметь убойную “агитку” плюс, не исключено, запах денег сделали свое дело. За объект взялись так ретиво, что, оказывается, финансировали и строили его без утвержденной по правилам проектно-сметной документации, без надлежащего отвода земли, а использовать начали без конкретного решения по вводу в эксплуатацию.
Это выяснила Контрольно-счетная палата Ульяновской области, итоги проверки которой и будут обсуждать сегодня депутаты ЗС.
КСП установила, что распоряжением губернатора Владимира Шаманова был определен ненадлежащий госзаказчик строительства стадиона с искусственным льдом – МП “Стройзаказчик”. В данном случае муниципальное предприятие заказчиком по закону выступать не может.
Разработчик проектно-сметной документации и генеральный подрядчик строительства были определены не на конкурсной основе (соответствующие документы отсутствуют).
В подвешенном состоянии осталась и процедура с земельным участком под стадион. Землю для проведения изыскательских работ мэрия на берегу Свияги выделила, а вот дополнительное постановление о предоставлении участка на период строительства не принято до сих пор. Когда земельно-правовые документы были подготовлены, мэрия стала ссылаться на долг по арендной плате, который накопился.
В конце 2002 года вокруг стадиона начался полный ералаш. Создавать так называемое “спортивное ядро” (игровое поле, холодильные компрессоры, временные раздевалки и туалеты) было поручено “Балтийской строительной компании” (БСК) из Санкт-Петербурга, а МП “Стройзаказчик” для обеспечения ввода в эксплуатацию первой очереди разрешили параллельно и проектировать, и строить стадион с искусственным льдом. Сколько потратила “БСК” на возведение “спортивного ядра”, установить не удалось: сделали это питерцы якобы за счет собственных сил, в виде спонсорской помощи и денег из бюджета Ульяновской области не брали. На остальную же часть стадиона с 2002 года ушло около 65 млн рублей бюджетных средств. С одной стороны, деньги для нищего бюджета немалые. С другой, построить на них удалось только чуть больше десятой части стадиона. Самое интересное, что проектно-сметная документация на строительство части стадиона без “спортивного ядра” до сих пор не утверждена, так как не прошла государственную вневедомственную экспертизу.
Строительство без этого является нарушением Градостроительного кодекса. И открытие финансирования без утвержденной проектносметной документации тоже нарушает закон. Ведь непонятно: следует деньги на какие-то работы тратить или нет? Тем не менее средства из областной казны три года отпускались, в том числе из резервного фонда, который предусмотрен только для непредвиденных расходов. При проверке КСП установила, что допускалось оформление актов выполненных работ с многочисленными исправлениями, без указания должностей, фамилий и подписей должностных лиц, участвующих в приемке.
В более-менее обещанные сроки с горем пополам удалось запустить только то самое “спонсорское” “спортивное ядро”. На этой огороженной площадке теперь катаются на коньках. Однако и “ядро” окончательно не принято в строй. Есть лишь положительное решение рабочей комиссии от 23 декабря 2003 года о готовности объекта к сдаче. Зато в апреле 2004 года было комиссионно установлено, что на отдельных участках ледового поля допущены отступления от проекта по степени уплотнения, использования щебня более низкого качества, отсутствуют трубы от “спортивного ядра” в дренажную сеть, из-за чего возможно застаивание воды и образование “ледяных линз”. На момент проверки КСП устранение недостатков не проводилось.
Кто-то скажет: да ладно, пусть люди хоть катаются. Однако на деньги, которые уже вбуханы в “спортивное ядро” и вокруг него, можно залить приличные ледовые площадки, наверное, в каждом ульяновском дворе. И дети могли бы кататься рядом с домом, как было раньше. Стадион с искусственным льдом городу тоже не помешает – кто спорит. Но по одежке протягивай ножки.
Что же будет дальше с объектом на берегу Свияги?
– Решено создать рабочую группу, которая разберется, что лучше: заморозить стройку или делать в нее какие-то минимальные вложения, говорит зампредседателя ЗС Игорь Селиверстов. – Сейчас даже непонятно, кто владелец стадиона.
На этой неделе обладминистрация сообщила, что межведомственная комиссия по строительству ледового стадиона создана. Появилось сообщение, что спортсооружение поможет достроить компания “Русснефть”, владеющая ульяновскими нефтедобывающими предприятиями.
Грядущую помощь стадиону от “Русснефти” обещали и при Шаманове, однако КСП следов нефтяных денег при проверке строительства не обнаружила.
В наше время должности губернаторов, депутатов, прочих представителей власти слишком часто становятся инструментом для решения личных проблем. Вот и на бесхозяйственной постройке ледового стадиона кто-то явно погрел руки. Нецелевого использования бюджетных средств проверкой не выявлено, но трудно поверить, что все десятки миллионов рублей просто зарыты в свияжский песок. Уж этого точно никому не нужно.