Бунт в Чертановке

…Братва приехала под вечер, когда стемнело. Человек пятьдесят, на нескольких автомобилях. Навстречу им вышли местные (человек сто). Некоторые сжимали в руках колья, топоры и вилы. Увидев толпу, приезжие тут же вытащили

заточки. Начинался традиционный российский дележ приватизированного

имущества…

Произошла эта история не в кино, и не в каком-то американском городе в далекие 30-е годы. Описанные события разворачивались 20 января 2005 года в поселке Чертановка Кузоватовского района Ульяновской области.

ХРОНИЧЕСКОЕ БАНКРОТСТВО

А началась эта история три года тому назад, когда три кузоватовских колхоза – СПК «Чертановский», «Путь Ильича» и «Стоговский» – превратились в некое ООО «Земледелие-плюс». История обычная: на баланс новой фирмы перевели все колхозное имущество, после чего собрали в конторе людей и дали им подписать бумаги о том, что отныне они работают не в СПК, а в ООО. Механизатору или доярке разница между этими аббревиатурами непонятна, так что никто и не протестовал – начальству виднее. Потом вместо «Земледелия-плюс» в бумагах появилось уже ООО «Мирный», а затем – ООО «Нива».

Зачем надо один и тот же колхоз по три раза переименовывать – сам черт, конечно, не разберет. Но у простых работников появилось подозрение, что это делается для того, чтобы под колхозное имущество каждый раз брать кредиты в банках и никогда не отдавать их по причине хронически повторяющегося банкротства. Говорили еще, что под создание новой фирмы каждый раз списывали и долги по налогам… Впрочем, простые колхозники тут особо не тревожились – в бухгалтерии люди грамотные, сами разберутся и, дай Бог, при этом не сядут – нас, мол, это не касается.

Но они ошиблись! Как вскоре оказалось, их это коснулось более чем кого бы то ни было. Дело в том, что вместе с обанкротившимися фирмами в бездне финансовых отчетов пропали не только долги по налогам, но и долги по зарплате. В поселке начались трудные времена: большинству колхозников зарплату деньгами не платили в принципе, так что они радовались и тому, что изредка им выдавали зерно или молоко.

Дальше история развивалась стандартно для современного ульянов-ского села: вскоре после чехарды с переименованиями и невыплатой зарплаты из колхоза стала пропадать техника.

– Семь тракторов куда-то делись, два комбайна, – перечисляет Александр Сидоров, бывший энергетик всех вышеперечисленных фирм. – Один из комбайнов в лизинг брали, так и не расплатились за него. На нас, что ли, теперь долги повесят?.. Да что там техника! Вы на телятники да свинарники наши посмотрите. Разруха! А ведь раньше здесь оборудование стояло. Все спилили да на цветмет сдали. Причем, спилили за одну ночь – явно не пьянчужки лобзиками работали…

ИНВЕСТОРЫ С ЗАТОЧКАМИ

Спросите любого «специалиста по сельскому хозяйству», отчего на селе жить плохо, и он (нисколько не смущаясь тем, что некогда лично из родного колхоза спер последний ржавый трактор) веско ответит: «Все беды от плохого финансирования. Селу нужна помощь государства или инвесторы с деньгами».

«Инвесторы» появились в Чертановке где-то месяца два назад. Приехали из Ульяновска (прямо бальзам на душу нашему «специалисту»: богатый город пришел на помощь нищей деревне!). Молчаливо побродили по селу. Печально оглядели двор, на котором некогда стояла колхозная техника. Осторожно, стараясь не испачкаться в навозе, добрели до коровника, где методично пересчитали оставшихся в колхозе коров. Попечалились, что коров осталось мало (за последние три года из 600 голов выжили только 110), после чего выразили желание помочь-таки хозяйству выйти из кризиса.

– Короче, купили они нас, – доходчиво объяснил корреспондентам «Молодежки» мужичок на крыльце сельсовета. – Ну, как раньше один барин у другого деревеньку с крепостными покупал, так вот и нас купили. Только барин в той деревеньке жил, а этим «инвесторам» от нас только коровы и нужны. На мясо… Нет-нет, вы мою фамилию не пишите. Мы и так тут уже пошумели, как бы мне потом кто башку не оторвал! Бог его знает, кто они такие, но в темном переулке с этими парнями лучше не встречаться…

Вечером 20 января в село Чертановское въехала вереница автомобилей. В коровнике в то время работали несколько женщин. Они первыми и встретили «инвесторов».

– Мы сначала даже не поняли ничего толком, – рассказывают доярки Наташа и Роза. – Смотрим, пацаны какие-то коров наших уводят. Бросились отнимать. А они нас за шкирку – да из коровника на снег. Зверотехник подбежал, ему с ходу – раз по морде. Ну, мы за мужиками в поселок бросились…

Приехавшие, очевидно, все были людьми городскими и коров явно побаивались. Бестолково тыкали их вилами в бока, пинками пытались направлять к выходу (кстати, две коровы с того вечера не встают на ноги и ничего не едят). Пока они канителились, прибежали деревен-ские. По пути каждый из них захватил с собой кто кол, кто вилы. Две дышащие ненавистью толпы встали друг против друга.

– Вы че, твари, совсем оборзели? Жить надоело? – кричали приезжие.

– Пошел ты на х…, щенок. Вы крутые, а нас много. Все здесь ляжем, нам терять нечего, – неслось в ответ. – Давай, мужики, подгоняй машину к воротам, хрен они наших коров уведут!

Приезжие среагировали моментально: один из парней подбежал к огромному грузовику и заточкой прокол ему шину… И все же, не ожидавшие такого массового отпора организаторы «налета на коровник» вскоре вынуждены были дать отбой – бригада погрузилась в автомобили и отбыла восвояси. А жителям Чертановки стало по-настоящему страшно: что же будет завтра?..

ПОДЫХАЙТЕ ПО ЗАКОНУ

Вскоре в село приехала очередная делегация. Ребята спокойные, уверенные в себе, без лишней наглости.

– Короче, мужики, вот документы, акт купли-продажи, все путем, – объясняли они собравшимся жителям. – Все по закону. Мы деньги уже заплатили, так что теперь это наши коровы. И зерно, которое у вас на складе лежит – тоже наше. Что там у вас раньше было, нас не касается. Надо будет – мы сюда с судебными приставами приедем. С вилами вы против «калашей» не попрете…

– Да мы же без коров с голоду перемрем! – загудели деревенские. – Отдайте хотя бы зарплату за три года. Мы же чужого не просим…

– Мы вам ни копейки не должны, – раздалось в ответ, – должны вам ваши прежние работодатели – с ними и разбирайтесь. А коров мы вам, так и быть, оставим… Треть стада. Вы ее у нас выкупите. Рассрочка платежа на год. Да Бог с вами – два года… Вы поймите, мы и так идем на уступки. По закону можем хоть сейчас у вас все забрать.

– Что же это получается: мне мои же сапоги и продают? Не согласны мы на это. Только суньтесь – всех на вилы поднимем! – зашумел народ.

***

Самое печальное, что ребята-инвесторы говорили чистую правду (мы сами проверили документы). Они ни копейки людям не должны, и все, что осталось в колхозе ценного, принадлежит им. Жители Чертановского это, в сущности, тоже понимают. Они не могут понять другого: как можно разворовать колхоз и обречь его работников на голодную смерть – по закону?