Нам угрожают волки и… собаки
В начале февраля в село Лава Сурского района повадился… волк. Привело его к людям не праздное любопытство, а голод. Первой жертвой старого, изгнанного из стаи волка стала дворняга, которую он тут же наполовину сожрал. На следующий день матерый самец вернулся за остатками добычи. И кто знает, сколько еще жертв (среди которых могли оказаться и люди) было бы на счету серого, если б его не подстрелили срочно вызванные на подмогу егеря……
Этот факт заставил нас задуматься. Почему вдруг дикий волк так спокойно включил в пределы своей охотничьей территории целое село? И не последуют ли его примеру остальные члены стаи?
За разъяснением мы обратились к начальнику Сурского охототдела Сергею Николаевичу Спиридонову. Оказалось, ситуация с волками в районе сложилась просто критическая. И если пустить ее на самотек, то появление опасных хищников в селах и деревнях Сурского района станет рядовым событием.
«МОРДОВО-ЧУВАШСКИЙ ПЛАЦДАРМ»
На территории Сурского района находится охотничий заказник, где в естественных условиях живут лоси и кабаны – основное богатство этих угодий. По словам Сергея Николаевича, в прошлом году в заказнике егеря насчитали 160 лосей и 140 кабанов. Кроме охотников, которые могут отстреливать «копытных» только в строго отведенное время и по специальным лицензиям, главными естественными врагами этих животных являются волки. В конечном счете, именно от их количества зависит количество лосей и кабанов в наших лесах. А волков становится слишком много…
В этом году в сурских лесах орудуют целых три волчьих стаи. Одна стая – из 7 хищников – пришла к нам из соседней Мордовии, 11 волков забрели из Чувашии, и еще четверо – местные, доморощенные. Для одного заказника это слишком много. Только за прошлый год охотоведы обнаружили в сурских угодьях семь растерзанных волками лосей. В начале этого года хищники загрызли еще двух сохатых. А сколько от их зубов погибает кабанов, и в особенности – маленьких кабанят, и сосчитать невозможно.
– Такими темпами волки быстро истребят всю местную дичь. Каждый год мы отстреливаем примерно 10 волков, – рассказывает Сергей Николаевич, – и на какое-то время хищники исчезают… Однако спустя месяц-другой к нам приходят новые стаи из соседних областей. Дело в том, что в Мордовии и Чувашии с волками никто не борется, вот они там и отсиживаются. У нас в районе борьба с волками в последнее время тоже держится на голом энтузиазме. Например, раньше, в 80-е годы, за каждого убитого волчонка охотнику платили 50 рублей, за волчицу – 150 рублей, за самца – 100 рублей. Уничтожив волчий выводок (5-6 волчат) вместе с самкой, можно было заработать по тем временам очень неплохие деньги. Были у нас и волчатники – специалисты, которые следили за численностью серых хищников. Сегодня же за волков денег не платят, вот никто их и не отстреливает. Никому не хочется просто так лазить по буреломам да болотам.
А ведь вскоре в волчьих стаях будет пополнение. В мае у волчиц появятся волчата, которые к следующей зиме выйдут на охоту. Дичи на всех не хватит, и волки обратят внимание на поселения людей.
Учитывая, что поголовье скота в Ульяновской области почти повсеместно значительно сократилось, объектом для нападения волчьих стай в первую очередь станут собаки – как одичавшие, так и домашние. На человека, по словам охотников, волки редко нападают. Но иногда подобные случаи происходят. Так, недавно в кировском лесу волк задрал женщину. Особенно опасен раненый волк. А бешеный хищник, если он забежит в село, может натворить таких бед, что мало не покажется.
На счету нашего рассказчика, охотоведа Сергея Спиридонова, 80 убитых волков. Какими бывают эти хищники, он знает не понаслышке.
– Я человек высокий, у меня метр восемьдесят росту. Так вот, представьте: я одного убитого волка вытянул в длину – он от основания хвоста до кончика носа был выше меня еще сантиметров на 30! Если такой зверь нападет на безоружного человека, у последнего не останется никаких шансов…
СОБАКИ ПРОТИВ ВОЛКОВ
В последнее время участились сообщения о диких собаках, которые уходят в леса, сбиваются в стаи и нередко нападают на людей. Мы поинтересовались, существуют ли подобные собачьи стаи в Ульяновской области и могут ли они как-то вытеснить волков из их экологической ниши.
– О собачьих стаях в нашей области я не слышал. Но знаю, что подобная проблема существует в воронежских лесах. Что касается волков, я не думаю, что собаки смогут их выжить. Понимаете, любая собака панически боится волка. Серые хищники никогда не упустят возможность завалить охотничьего пса. Они даже приноровились устраивать засады на собак, например, когда борзая гонит зайца. Собаки же нападают на волка (не на стаю, заметьте, а на одиночку) только тогда, когда на их стороне будет заметный численный перевес. Но бывают и исключения. Иногда, когда у волчицы во время гона (брачный период, – авт.) убивают ее самца, она может подпустить к себе кобеля. В итоге получается очень опасный гибрид собаки и волка. Такой и человека не боится, и волкам ни в чем не уступает.
Но существует и другая точка зрения на проблему противостояния волков и диких собак. Ученые считают, что одичавшие псы обязательно втиснутся в не предназначенную им природой нишу волков, питаясь той же пищей, что и серые хищники. А, во-вторых, собаки хоть и одичавшие, на генетическом уровне хорошо знакомы с повадками людей. А значит, людские поселения превратятся в объект их повышенного интереса. И, в-третьих, страх перед волками у собак через несколько поколений жизни на лоне дикой природы начнет исчезать. И тогда серым хищникам придется туго. Как, впрочем, и человеку.
И хотя официально стаи диких собак в Ульяновской области еще нигде не зафиксированы, появиться они могут в любой момент. Уже сегодня в охотуправлении признают, что в некоторых районах области стаи бездомных четвероногих «друзей» человека вьются вокруг поселений, промышляя домашней птицей. Учитывая, что население области стремительно сокращается (в 2004 году естественная убыль в области почти в два раза превысила рождаемость!), собак без хозяев становится все больше. А домашних животных все меньше. Значит, собакам ничего не останется, как уходить в леса, где их ждет схватка не на жизнь, а на смерть со своими серыми родственниками (собаки и волки принадлежат к одному отряду животных, – авт.).
Трудно сказать, кто победит в этой войне. На стороне собак – численность и ум, козырь вторых – мощь и опыт жизни в лесу. Ясно одно: люди наживут себе новых врагов, которые рано или поздно придут на охоту в человеческие поселения. Возможно, в виде того опасного «волко-пса», о котором нам рассказал Сергей Спиридонов.
ЗВЕРИ ВНЕ ЗАКОНА
Вывод печален: сегодня волки и бродячие собаки – вне закона. Их уничтожение разрешено практически круглогодично. И, как ни страшно это звучит, в области надо вводить плановый отстрел не только волков, но и бродячих собак. В противном случае наши «меньшие братья» нас, своих старших товарищей, не пожалеют…