«Был у нас такой урод…»
Юрий Меновщиков, призванный на срочную службу из Грязовецкого района Вологодской области, служил в 31-й воздушно-десантной бригаде в 91-м батальоне. Во время дагестанской операции в 1999 году он пропал без вести. Тогда десантники получили боевую задачу – выдвинуться на высоту в районе села Годобери Ботлихского района. Юрия хватились только утром, когда отряд уже вышел на штурм высоты. Вскоре в одном из горных ущелий был обнаружен военный билет Меновщикова. По рассказам местных жителей, создавалось впечатление, будто бы билет выброшен нарочно. Словно Юрий хотел дать знак, что его взяли в плен. Тогда вологжанина признали без вести пропавшим.
На протяжении последних лет официальных известий о Меновщикове почти не было. На родине его считали героем. Любопытный факт: два года назад именем Юрия Меновщикова даже хотели назвать одну из школ в Грязовецком районе. Но в последний момент передумали – вероятно, вмешались сотрудники ФСБ, которые уже тогда имели информацию, что он перешел на сторону чеченских боевиков, принял ислам и новое имя – Абдулла. Отец пропавшего солдата Адольф Алексеевич, учитель труда в школе села Юрово, рассказывает, что Юра рос спокойным, трудолюбивым, очень застенчивым парнем. Близких друзей или девушки у Юрия не было. 20-летний парень даже не ходил на дискотеки, не пил, не курил, много сидел за учебниками, читал. Только в строительном техникуме у него появился близкий друг – Петр Бутаков из Тотемского района.
В армию Меновщиковы проводили сына в 1998-м. Там Юрий узнал, что его друга Петра, служившего в Чечне, убили. А в августе 1999-го самого Меновщикова отправили в «горячую точку» – в Дагестан. Оттуда его родителям и пришло известие, что Юра пропал без вести.
Отец дважды ездил в Чечню на поиски сына. «Я видел пленных солдат – изуродованных, с перерезанным горлом, видел их страшные белые бескровные лица, – рассказывает Адольф Алексеевич. – Чеченцы меняли их на своих убитых. Если они делали это на глазах у Юры, я не знаю, вынес бы он это или пошел бы на что угодно, лишь бы остаться в живых…»
Правда о судьбе бывшего российского солдата-десантника открылась лишь в конце февраля, когда тело Юрия Меновщикова было обнаружено в печально известной нальчинской пятиэтажке, где засела группа террористов «джамаат Ярмук». В этой квартире была обнаружена видеокассета, где Меновщиков, называя себя «воином Аллаха Абдуллой», участвует в казнях пленных российских солдат.
Известие об измене сына сразило семью Меновщиковых наповал. «Теперь все от него откажутся, – сокрушается Адольф Меновщиков. – Мы хотим хотя бы похоронить его по-человечески и, наконец, поставить в этой истории точку». Похоронить сына родители хотят на родине – в Грязовецком районе.
В 31-ой воздушно-десантной бригаде информацию о солдате-перебежчике корреспондентам «МГ» подтвердили.
– Был у нас такой урод, – заявил нам высокопоставленный офицер в ульяновской бригаде. – О его предательстве мы знали. Относились к этому… Да как к этому можно относиться? Слава богу, что за две чеченские войны это единственный случай, когда солдат нашей бригады предал Родину. Насчет того, что он был в составе «джамаата», от вас я слышу впервые, но это вполне возможно. Главное, что справедливое возмездие его все же нашло. Собаке собачья смерть…