Ненужные дети

Сережа – невысокий щуплый мальчик. На вид ему не больше 8 лет. «Вообще-то, мне четырнадцать исполнилось.… Курю с семи лет, а пить бросил только 23 января – в день своего рождения», – объясняет он свою комплекцию. Кроме того, он часто нюхает клей, подворовывает и не моется по полгода. Сережа – обычный ульяновский беспризорник. Таких, как он, в нашем городе сотни, если не тысячи……

СТАТИСТИКА

По данным отдела по профилактике преступлений среди несовершеннолетних УВД Ульяновской области, в 2004 году в Ульяновске и районах области выявлено 600 беспризорников. В Ульяновске большинство из них живут в Заволжском районе (в Новом городе). Большинство из них мальчишки. Среди беспризорников есть представители почти всех национальностей (однажды милиционеры поймали даже сбежавшего из дома… цыганенка).

Мы, конечно, все наслышаны о московских и питерских малолетних бродяжках, но своих, ульяновских, обычно не замечаем. Это не удивительно: наши беспризорники, в отличие от своих столичных «коллег», в глаза стараются не бросаться. Стекла автомобилей в пробках не моют, милостыню на улицах не просят…

– А на фига? Народ у нас жадный, копейки не допросишься. А тачки мыть… Да ну! Я лучше на рынках поработаю. На «Солнышке» (продуктовый рынок в Заволжском районе, – ред.) пожрать достану, на вещевом денег «заработаю», – объясняет Сережа. «Работой» он называет воровство.

– Большинство беспризорников так и живут, – подтвердил нам начальник отдела по профилактике преступлений среди несовершеннолетних УВД Ульяновской области Николай Хижняк. – Сбиваются в группы по четыре-пять человек, находят место для ночевки (подвалы и чердаки домов, теплотрассы), воруют на рынках, в супермаркетах, отнимают или крадут сотовые телефоны. Между собой почти не конфликтуют – разборок в стиле «Генералов песчаных карьеров» среди наших «гаврошей» не бывает. Около своего жилья стараются лишний раз не появляться, чтобы не привлекать внимание жильцов. Недавно мы обнаружили одну такую «лежанку» в подвале обычной новогородской девятиэтажки. Ребята там бог знает сколько жили, а жильцы этого даже не замечали.

Как же дети в наше время становятся беспризорниками? Обычно они уходят на улицу по двум причинам: либо из-за плохой обстановки в семье, либо, наоборот, желая освободиться от слишком жесткого контроля со стороны родителей.

– Разница между «беспризорными» и «безнадзорными» детьми подчас совсем незаметна, – рассказывает Николай Хижняк. – Помните тот дикий случай в Кременках, когда сгорели несколько ребят? А ведь мы давно за ними наблюдали. Отец у них умер, мать спилась, семью тащила 14-летняя сестра, а ребятишки помладше зарабатывали тем, что воровали цветмет с закрытых дач. На одной из этих дач они и сгорели… Жили они, как самые настоящие беспризорники, несмотря на то, что у них был и дом, и какая-никакая семья. Или другой недавний случай. На Венце двое 12-летних пацанов насмерть забили бейсбольной битой подвыпившего мужчину, чтобы отобрать у него деньги. Вместе с ними была их девчонка-сверстница, которая в убийстве участия не принимала. Оба пацана – из неблагополучных семей, девчонка – беспризорница. Поверьте, разницы между ними – никакой. Они схожи в главном – в отношении к жизни. Помнится еще один нашумевший случай: толпа малолеток (среди которых были как беспризорники, так и дети из благополучных семей) забила до смерти бомжа. Когда их привезли к нам, они абсолютно искренне удивлялись: «А разве бомжей убивать нельзя?». Понимаете? У них совершенно другая система нравственных ценностей, «сдвинутые» моральные установки. И так во всем. Они не понимают, что воровать нельзя. Они даже сексом занимаются не по любви, и даже не за деньги, а… просто так. Ну посидели, ну выпили, ну трахнулись… В результате почти все бездомные девочки, достигшие 14-15-летнего возраста, болеют целым букетом венерических заболеваний.

Попав на улицу, ребенок очень быстро находит здесь таких же, как он. Они узнают друг друга в толпе, как узнают друг друга бывшие зэки – с первого взгляда. Обычно новичков собирает будущий лидер группы. Отобрав трех-четырех ребят, он становится их главарем, который пользуется в группе неограниченным авторитетом: он для них и организатор, и судья, и распределитель добычи. Иногда роль лидера берет на себя девчонка. Например, несколько лет назад в Засвияжье действовала банда из девяти беспризорников под командованием 14-летней Жанны Золотовой. Кстати, вожаком она, судя по всему, была неплохим. Например, запрещала младшим пить спиртное. Правда, «старшими» в ее группе считались все, достигшие девятилетнего возраста… Впрочем, не надо думать, что беспризорников интересуют только алкоголь да клей «Момент». Они такие же дети, как и «домашние». Однажды бездомные ребята Жанны залезли в кондитерский магазин на улице Гончарова и съели там все торты…

Но по-настоящему легендарным вожаком беспризорников в нашей области стал уроженец Старой Майны Андрей Дубровский, которому недавно исполнилось 14 лет. По словам Николая Хижняка, психологическое чутье у пацана – потрясающее. Он с первого взгляда определяет, кто из ребят на что способен, и назначает им соответствующее задание. Да и сам парень не промах: недавно его отправили в тульскую спецшколу, но уже через пять дней он снова был в Ульяновске. Рассказывал, что, сбежав из спецшколы, добирался попутками, «залечивая» доверчивых водителей историей о том, что его папа и мама разбились в автокатастрофе, и он едет жить к бабушке. Сейчас Андрея снова поймали, и он находится в Центре временного содержания несовершеннолетних. После положенных 30 суток его снова отвезут в Тулу. Но милиционеры готовы спорить на что угодно, что этот парень опять вернется в Ульяновск.

Кстати, все беспризорники – мастера рассказывать слезливые истории о своей трудной судьбе (на их языке – «лечить», «парить», «разводить»). Помню, лет десять назад я в собственном подъезде нашел спящего на ступеньках семилетнего мальчика. Мы с матерью привели его домой, накормили. Он рассказал, что зовут его Алик, папа у него сидит в тюрьме, мама давно умерла, а живет он у бабушки, на другом конце города, и заблудился. Глаза у него были очень грустные, а под конец рассказа он даже заплакал… Мы оставили его переночевать, а утром отец повел его к бабушке. По пути Алик сбежал. А к вечеру мы обнаружили, что из дома пропала небольшая сумма денег…

Что ждет беспризорников? Практически все они, достигнув возраста уголовной ответственности, попадают в тюрьмы. А дальше их жизнь идет по расписанию «Джентльменов удачи»: украл – выпил – в тюрьму…

Правда, бывают и исключения. Николай Хижняк вспоминает, как недавно встретил одного из тех «золотовских» пацанов: парень шел с молодой женой, с коляской… А сама Жанна Золотова в 17 лет села за кражу.

Встреченный нами беспризорник Сережа не исключает, что и он закончит тем же, но, как и положено мальчишке его лет, настроен все же оптимистически. Говорит, что вырастет – устроится на работу, и все будет хорошо. Впрочем, видимо, будущее его не особенно заботит.

Так же, как не заботит его будущее и все наше общество…