Красное в СОКу
В Ульяновской области стартовал уникальный эксперимент в сфере взаимоотношений бизнеса и власти. Его корень в том, что контрольный пакет влияния на региональное руководство сосредоточила в своих руках одна финансово-промышленная группа – самарский СОК (аббревиатура расшифровывается
по-разному, в том числе и как “Самарский объединенный капитал”). Особый колорит ситуации придает факт прихода “капиталистических акул” в традиционно красный регион, который к тому же еще и родина основателя российского коммунизма. Надо отметить, что начавшийся эксперимент несет в себе немалый риск, причем рискуют все его участники. Адепты СОКа в администрации утверждают, что их не так много, как об этом говорят. Но количество в данном случае не главное. По идее, это мог быть и один человек, если бы он выиграл в декабре губернаторские выборы. Да и вообще – в таких делах сотни не требуются. Достаточно небольшой группы, взявшей под свое кураторство стратегические направления, что и произошло в январе в Ульяновске.
Аффилированные (то есть так или иначе связанные, имеют корни и проч.) с СОКом люди заняли ключевые по своему содержанию посты. Это – московское направление: вице-губернатором, отвечающим за отношения с правительственными структурами и Госдумой, назначен, напомним, близкий к СОКу Шамиль Идрисов. В Совет Федерации делегирован президент объединенного капитала Рустем Шиянов (правда, у него пока возникли в Совфеде какие-то проблемы). На кадры – Александр Большаков, на имущество – Андрей Баранов, на СМИ – Александр Яковлев, на экономику в целом – Олег Доничев. Все это СОК.
Что группа собирается в области делать, пока не ясно, никакие планы или программы на этот счет не озвучивались. Приоритетная сфера интересов СОКа, насколько известно, – производство, в частности, автомобилестроение. В нем группа серьезно закрепилась на ВАЗе, Ижевском автозаводе, ДААЗе и так далее. Но в Ульяновске бесхозных кусков автомобилестроения вроде бы нет. УАЗ принадлежит “Северстали”, моторный завод – структурам Олега Дерипаски. Есть хозяин и у “Автодетальсервиса” (бывшая “Автозапчасть”). Каким образом сможет влиться в эту отрасль СОК – будет ли он что-то перекупать у нынешних владельцев или создавать с чистого листа, вопрос открытый.
Вопросы почти все пока открытые. О каких-либо реальных действиях группы публике не сообщалось, если не считать косвенных признаков, свидетельствующих, что что-то все-таки происходит. Так, например, было заявлено о проверке новым руководством Комитета по управлению имуществом деятельности этого органа за четыре предыдущих года. То же было и в 2001-м. Как вскоре тогда выяснилось, “проверка” означала, по сути, инвентаризацию наличности. Что в области было, что осталось, что ушло не очень надежно и можно ли попытаться отыграть с этим назад, что ушло навсегда. Такую же ли цель преследует нынешняя проверка или другую, тоже вопрос.
Не секрет, что многими из аборигенов приход СОКа воспринят в штыки, хотя сам по себе эксперимент интересный. Особенно в случае успеха. И небезопасный – в случае провала. Рискуют, как выше уже говорилось, все. В первую очередь население, по его шкуре провалы бьют не менее больно, чем по шкуре игроков. Однако может достаться и игрокам. Глава области Сергей Морозов – еще очень молодой политик. Впереди – тьма лет карьеры. Крупный обвал (читай, скандал) бесследно для нее не пройдет. Как и для СОКа, чьи люди, в том числе и через нашу область, устремились в большую политику. Да и в плане бизнеса скандал группе может только навредить.
Отдельная тема – ульяновский бизнес. Что ждет его? Ограничится ли экспансия СОКа автомобилестроением или же вклинится в другие сектора, включая и занятые местными предпринимателями? Если верить слухам, группа уже вторглась в игровой бизнес…
Ждать, во что выльется новый опыт на ульяновской земле, кстати, недолго. Время идет быстро. Еще вчера области казалось, что Шаманов и его команда не закончатся никогда, и вот уже даже журналисты не помнят имен некоторых из соратников генерала. Не выветрился пока разве что Пиорунский, но он просто очень большой. И, к слову, именно он одним из первых назвал в свое время крайне важной задачей проверку деятельности Комитета по управлению имуществом “за четыре предыдущих года”.