Строительство собора приостановила милиция
На фото С каждым днем трещины становятся все шире…
Зря все же скептики утверждали, что будущий Свято-Троицкий собор будет мало способствовать распространению религиозности среди простых ульяновцев. Уже на стадии рытья котлована под фундамент будущего собора количество желающих помолиться и, перекрестившись, прошептать «Спаси и сохрани!» значительно увеличилось. Во всяком случае, в конце прошлой недели в расположенных рядом со стройкой зданиях сельхозакадемии и областной библиотеки необычайную религиозность проявляли даже самые упертые атеисты. И это не удивительно: от вибрации в этих зданиях подпрыгивали книги на полках, осыпалась штукатурка, трескались стены…
Похоже, все случилось, как мы и предполагали. «Молодежка» с самого начала призывала сторонников строительства прислушаться к аргументам противников. Еще в феврале, когда строительство только начиналось, на страницах нашей газеты мы предупреждали власти и о будущих трещинах, и о неустойчивом грунте… Но нас не услышали. Теперь же, по мнению специалистов, особое опасение вызывает сохранность здания краеведческого музея, сельхозакадемии и областного Дворца книги. Все они были построены много лет назад в оползневой зоне и давно находятся в плачевном состоянии.
– Нашему зданию более 200 лет, – рассказывает профессор сельхозакадемии Василий Улитько. – Когда строители начали взламывать асфальт, у нас даже люстры закачались и стекла зазвенели. Вы посмотрите: на потолках наших аудиторий штукатурка просто пластами отходит, вот-вот упадет. А ведь там до сих пор продолжаются занятия!
Надо отдать должное городским и областным властям: как только появились сообщения об угрозе целостности близлежащих зданий, тут же последовало распоряжение приостановить строительство. Но, даже несмотря на это, строительные работы не были остановлены! Вот что рассказывает об этом происшествии профессор Василий Улитько:
– В пятницу, 18 марта, после того как рабочим было дано указание прекратить работу, они действительно заглушили двигатели экскаваторов и разошлись по домам. Но тишина была недолгой – утром на следующий день я увидел, что они снова работают! Подхожу, говорю: «Ребята, что же вы делаете, ведь вам же запретили здесь работать?». А в ответ слышу: «Так ты противник строительства православного собора?! Ну и мотай тогда к себе в Израиль…». И смех, и грех… Меня, уроженца Украины, впервые за еврея приняли. Как мне затем подробно объяснили сами рабочие, устным распоряжениям они подчиняться не собираются. Добравшись до академии, я тут же позвонил в мэрию. Через некоторое время к стройке подъехали милицейские машины. Народ пошумел немного, потом милиционеры повесили на ворота навесной замок, а рабочие опять разошлись. Мы успокоились… А утром в воскресенье, 20 марта, рабочие прошли на стройку через едва заметную калитку в заборе и продолжили копать свой котлован – как ни в чем не бывало. Тогда я позвонил в обладминистрацию. История повторилась: где-то к обеду работу свернули, а с утра опять начали строить…
В понедельник, 21 марта, Сергей Морозов подписал официальное распоряжение о прекращении работ и создании специальной комиссии, которая должна оценить, насколько серьезную опасность представляет эта стройка для находящихся рядом исторических зданий. Губернатор сам сообщил об этом на очередном аппаратном совещании утром в понедельник. Возвращаясь с этого совещания в редакцию, я проходил как раз мимо строительной площадки. Из-за высокой ограды слышался рев экскаваторов и крики рабочих. Официально приостановленные губернатором области работы были прекращены лишь к обеду. Студенты сельхозакадемии с завистью смотрели в окна: «Сколько же им там платят, что они так рвутся работать?!».
Во вторник, 22 марта, здание сельхозакадемии и областной библиотеки посетили члены специально созданной губернатором комиссии. Они сфотографировали и замерили все трещины и пообещали работникам академии и библиотеки в кратчайшие сроки дать свое заключение. Но будет ли строительство признано опасным для окружающих строений – пока предсказать трудно. В управлении механизации №2, которое проводит все работы по строительству собора, похоже, уверены, что вскоре строительство будет возобновлено – рабочие до сих пор живут на территории стройки. Более того, во вторник, 22 марта, туда пригнали еще два экскаватора…
В среду, 23 марта, ситуация в здании сельхозакадемии значительно ухудшилась: несмотря на то, что строительство было прекращено, трещины стали заметно шире. В аудитории № 29 на студентов прямо посреди лекции с потолка посыпалась штукатурка. Пришлось срочно эвакуировать студентов в другое помещение, а аварийную аудиторию закрыть. Находиться в ней сейчас, по мнению сотрудников академии, просто опасно для жизни…