Землю хотят продавать по дешевке
Власти Ульяновской области собираются резко понизить ставки выкупа земельных участков собственниками находящихся на них предприятий, зданий, сооружений. Проект изменений в Закон “О регулировании земельных отношений в Ульяновской области” готов и будет рассмотрен Законодательным Собранием в марте.
На широкую продажу земли новое руководство области, видимо, собирается сделать упор в своей экономической политике.
С месяц назад председатель Комитета по управлению государственным имуществом Ульяновской области (КУГИ) Андрей Баранов, обнародуя свой взгляд на использование госсобственности, сказал, что реальным источником дохода для нашей области в ближайшее время станет земля. Ею надо вплотную заниматься. А вскоре появился проект поправок в статью закона о выкупе участков под зданиями.
В поправках предлагается снизить цены с 12 ставок земельного налога в Ульяновске и 7 за его пределами до 5 и 3 соответственно. По нынешней стоимости почти никто участки под своими объектами не выкупает: в 2004 году, по данным КУГИ, доход областного бюджета от выкупов составил 44,3 тысячи рублей при плане 1,2 миллиона. Высокие земельные ставки якобы снижают инвестиционную привлекательность нашего региона и тормозят его социально-экономическое развитие.
Сыр-бор вокруг цен на землю под предприятиями полыхал весь 2003 год, когда ульяновский закон рождался. Тогда тоже начали с минимальных ставок (5 и 3). Такой дешевизной неожиданно для многих возмутился бывший губернатор Владимир Шаманов: он посчитал, что ульяновская земля уйдет почти даром, наложил вето на закон и предложил максимальные коэффициенты – 17 и 10. Максимальные тоже не прошли: две ветви власти договорились на компромиссных 12 и 7, которые пока и действуют.
Цена на земельные участки под зданиями – палка о двух концах, и какой бьет больнее – трудно сказать. Дорого запросишь – собственники выкупать не станут (закон их не обязывает это делать, можно оставаться арендатором). Но и продешевить опасно: выкуп госземли – разовый источник дохода. Продал – больше на этом не заработаешь. Если рассчитывать на стопроцентную приватизацию участков, то между нынешними ставками и теми, что хотят принять, упущенная выгода составит несколько миллиардов рублей. Прикидывал ли кто-то, насколько экономически обосновано предложение продавать землю именно по минимальным ценам? Два года назад,когда принимался закон, такой вопрос возникал, но остался без ответа.
Сегодняшние ульяновские коэффициенты лишь на пару пунктов выше, чем во многих соседних регионах. Среди них – Казань, Самара, которые не могут пожаловаться на отсутствие инвестиций. Другие тоже не спешат удешевить государственную землю. Так, может быть, инвестиционная привлекательность региона не столь сильно зависит от ставок на выкуп земли, как говорят? А ведь после принятия поправок о снижении наши ставки будут уступать соседским аж в два раза.
Ульяновские собственники предприятий в прошлом году, по официальным данным, практически проигнорировали выкуп участков. Этому не в последнюю очередь способствовало постоянное будирование вопроса в органах власти о снижении ставок.
Бизнес, видимо, надеялся, что цены все равно сбавят. И, кажется, добился своего.
Поправки в Закон “О регулировании земельных отношений в Ульяновской области” 31 марта ЗС, скорее всего, примет: они вызывают одобрение у нынешних депутатов.
Следующим этапом может стать сокращение 49-летнего моратория на приватизацию сельхозугодий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Он был закреплен тем же самым областным законом. Но еще в середине прошлого года в коридорах власти раздавались предложения сократить наш мораторий на продажу госпашни до десяти лет. Не исключено, что теперь появятся и более кардинальные варианты.
Намечено же заняться землей вплотную.
Наверное, земельный рынок должен развиваться, двигаться, приносить пользу, раз уж он открыт в стране. Однако он просто обязан быть цивилизованным. В Ульяновской же области сегодня ведение земельного кадастра не выдерживает критики, меньше половины площадей оформлены надлежащим образом, есть проблемы с правилами землепользования и застройки. Здесь бы сперва навести порядок, чтобы не жалеть потом о последнем потерянном достоянии.