Убийцу нашли по мобильнику,
или О том, что все владельцы сотовых телефонов в определенном смысле находятся “под колпаком”
Эту историю рассказал наш тезка “Русский курьер”. Дело было в 2002 году. Тогда, летом, на территории Тверской области был обнаружен труп некоего столичного предпринимателя Константина Майорова. Его, как установило следствие, сначала застрелили, а потом, привязав к телу 32-килограммовый груз, утопили в реке. Начав поиск, оперативники выяснили, что недалеко от места гибели Майорова находится дача подруги его партнера по бизнесу – Антона Молчунова. В ходе разработки этого направления допросили самого Молчунова, который заявил, что в день убийства Майорова находился в Москве. Алиби молодого человека подтвердили его близкие, и следствие оказалось в тупике.
Тогда оперативники решили прибегнуть к новейшим технологиям и воспользоваться пробивкой так называемого IMEI-кода мобильников Майорова и Молчунова. Этот код что-то вроде номера двигателя автомобиля. У каждого движка он свой и никогда не повторяется. Правда, номера на движках умельцы ухитряются перебивать и запутывать таким образом следы в случае с угнанными автомобилями. С мобильниками этот фокус не проходит.
IMEI-код невозможно подделать, изменить или стереть. Причем аппарат автоматически раз за разом пересылает его в сеть оператора – даже если телефон выключен. Главное, чтобы в нем стоял аккумулятор. Код этот можно, кстати, легко узнать (если мобильник в стандарте GSM), набрав на клавиатуре знаки *#06# – он высветится на экране.
Специалисту ничего не стоит определить по хронологии пересылки кода в сеть место пребывания аппарата с точностью до десяти метров.
Запросив у оператора эту хронологию, следствие вычислило, что сначала Майоров и Молчунов встретились на квартире у первого, а потом вместе отправились в Тверскую область. Дальше была восстановлена вся картина преступления. Молчунов позвал своего товарища в соседний регион якобы за партией компьютеров. Майоров взял с собой 100 тысяч долларов, за что его дружок с ним и расправился.
По сути, мобильник Молчунова сдал своего хозяина в руки правосудия. Но правоохрана, если верить ее представителям, прибегает к IMEI-кодам редко – только в случаях расследования тяжких преступлений – и не пользуется этим, например, когда имеет дело с поиском украденных мобильников. Да их хозяева не так уж часто в милицию и обращаются, думая, что такой мелочевкой опера просто не будут заниматься.
В общем, пророчество Джорджа Оруэлла, описавшего в романе “1984” всевидящее око “большого брата”, следящего за каждым гражданином, вот-вот сбудется на 100 процентов. Теоретически теперь у жены уже есть возможность в любой момент вычислить, где находится ее благоверный, и застукать его прямо в постели любовницы. Осталось уладить вопрос с оператором сотовой связи, где зарегистрирован телефон супруга. Хотя это еще цветочки. Код может нести и более серьезные угрозы, о чем в последующих номерах мы тоже постараемся рассказать.