Цены на бензин: власть в поисках сговора продавцов
С приходом весны цены на бензин снова полезли вверх. Ситуация эта повторяется ежегодно, и даже для непосвященных очевидно, что экономически она не обоснована. В нынешнем году руководство страны пытается предупредить игру с ценами. По этому поводу прошел ряд совещаний на самом высоком уровне. Ульяновская область названа в числе регионов, где идут расследования в отношении нефтяных компаний, злоупотребляющих ценами на топливо. О том, как реально противодействовать необузданному росту цен на бензин и что у нас в этом смысле предпринимается, «СК» рассказал начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Григорий Каленов.
Договоренность (а юридически сговор) нефтяных компаний разом искусственно поднять цену на топливо – одно из самых распространенных злоупотреблений, считают специалисты. Доказать, что оно имело место, достаточно тяжело. Из восьмидесяти восьми регионов такой прецедент был создан только в Ульяновске и в Питере. В 1997 году специалистами Ульяновского антимонопольного управления было доказано, что несколько нефтяных компаний на территории нашего региона совершили согласованные действия по введению единой условленной цены на бензин. В результате процедуры, предусмотренной законом, излишне полученная прибыль «нарушителей» была перечислена в бюджет. Это составило по тем деньгам порядка трехсот тысяч рублей. Успешно проведенное антимонопольщиками дело имело и отдаленный позитивный результат: на всех АЗС у нас до сих пор действуют разные цены.
– Мы и впредь будем следить за тем, чтобы нефтяные компании не заключали соглашений, направленных на установление единой цены на топливо, – говорит Григорий Каленов. – Правда, эта процедура занимает достаточно много времени от года до трех лет, в зависимости от ситуации, а значит, не может оперативно противодействовать необоснованному росту цен на бензин.
Собеседник «СК» убежден, что с необоснованным ростом цен бороться можно в том случае, если выяснить, как эти цены должны обоснованно повышаться. Такой методики пока нет, она будет разрабатываться. Тем не менее что можно сделать реально уже сейчас?
– На сегодняшний день на рынке Ульяновской области присутствуют две крупные нефтяные компании – ЮКОС и Татнефть, – говорит Каленов. – Для того чтобы снизить риск повышения цены на топливо, нужно создать условия для допуска в наш регион других нефтяных компаний. Этот вопрос, разумеется, в компетенции властей, но антимонопольный орган предоставит губернатору свои рекомендации по этому поводу. Подробно говорить о них пока не буду, остановлюсь только на одном пункте. На наш взгляд, необходимо посмотреть, каким образом осуществляется землеотвод для строительства АЗС, но прежде всего – для целей оптовой реализации бензина. Если бы в наш регион пришла еще хотя бы одна компания, это позволило бы даже в краткосрочной перспективе не допустить роста цен на бензин в прошлогоднем темпе.
Только один пример из прежнего опыта: вероятно, многие помнят огромные очереди на АЗС в середине девяностых годов, бензин невозможно было купить. Тогда были большие проблемы с получением лицензии на реализацию нефтепродуктов. Мы предложили пересмотреть условия лицензирования в части их упрощения. За год количество автозаправочных комплексов по области возросло более чем в два раза.
Таким образом, было снято напряжение не только по очередям, но и по ценам на топливо.
На прошлой неделе в одном из своих интервью заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин сказал, что в идеале от АЗС на территории одного региона должно в глазах рябить, у нас же – совершенно иная картина.
– Заезжаешь в один регион – заправки красные, – говорит Голомолзин, переезжаешь в другой – синие, в третий – зеленые… Когда при поездке по одному субъекту от АЗС будет в глазах рябить, это значит, что конкуренция на рынке есть.
Цитируя это высказывание, Каленов привел в пример Москву, где представлены все существующие в России нефтяные компании. Как результат: цены на бензин в столице если и выше, то не более чем на пятьдесят копеек за литр. Соотнесем их со среднемесячным доходом ульяновца, соответственно москвича, и картина предстает более чем убедительная.
И все-таки, не проще ли ввести государственное регулирование цен на топливо?
– В сегодняшних условиях это ничего не даст, – говорит Каленов. Что дает госрегулирование цен на услуги ЖКХ? За прошлый год они выросли больше, чем все товары, которые реализуются в условиях конкурентного рынка. Разве не убедительный пример?
В плане борьбы с необоснованным ростом цен на бензин, кроме развития конкуренции на топливном рынке, ФАС считает необходимым значительно повысить штрафы, применяемые к нефтяным компаниям за сговоры. Сегодня они составляют достаточно скромную сумму. В новом законе «О конкуренции», вероятнее всего, будут прописаны штрафы от оборота, то есть от суммы средств, которые нефтяная компания заработала.