Давно бы так!
В истории с Троицким собором найден, кажется,- вариант, который устроит всех: собор будет возведен на площади Ленина, но в другом месте. Нам удалось выяснить, где именно.
До сих пор как-то стыдливо умалчивалось, что Свято-Троицкий собор, разрушенный в 30-е годы, стоял на месте здания нынешней обладминистрации – бывшего обкома КПСС. И если уж собор восстанавливать, то там, где он был, иначе дело слегка смахивает на фальсификацию истории и культуры. Эти аргументы оказались решающими для общественного комитета «Собору быть!», заседавшего всю прошлую неделю. Единогласный вердикт комитета: строить на месте администрации! Она, насколько передают наши информаторы, не против. После произведенного сокращения штатов такое большое здание ей просто ни к чему. Уже найдено новое помещение, куда переедут управленцы. А именно – северная сторона Мемцентра, где сейчас студенческие аудитории (в связи с демографическим кризисом они все равно вот-вот опустеют). При этом музей Мемцентра останется на своем месте, как и концертный зал.
Здание администрации – обкома, кстати говоря, будет снесено не все. Его планируется разобрать только с боков, а центральную часть реконструировать под собор. Над ней, по проекту архитектора Сандро, возведут круглую ротонду, на которую установят купол – точную копию купола старого собора.
Найденный вариант решает практически все проблемы. Поскольку исключается нулевой цикл (сооружение фундамента), не будет никакой угрозы соседним зданиям. Резко уменьшится и вероятность разворовывания на стройке спонсорских денег – давно известно, что больше всего их уводят как раз на нулевом цикле. Ничего не меняется и в плане оползневой опасности – новые здания на площади не появятся.
Есть, правда, один сложный аспект – это памятник Ленину. Получается, что собор и монумент будут противостоять друг другу, но при наличии доброй воли все разрешимо. В комитете понимают, что ликвидация памятника невозможна, пока в городе будет оставаться хотя бы один человек, выросший при социализме. Поэтому решено оставить Ильича на месте, но развернуть его на 180 градусов, так, что смотреть он будет на Заволжье, точнее – на юговосток, туда, где находится, ориентировочно, Самара – гнездо, из которого последнее время летит к нам все больше и больше разных хищников.
Ленин будет уже как бы на страже Ульяновска.
Такое решение должно устроить и атеистов, и верующих. Атеисты при желании смогут думать, что Владимир Ильич демонстративно отвернулся от собора, в знак протеста, так сказать. Верующие, напротив, будут радоваться, считая, что Ленин как бы раскаялся в содеянном. Он только-только вышел из собора, даже фуражку еще не успел надеть. Стоит с непокрытой головой, любуется красавицей Волгой, удивляясь, как раньше-то всего этого не замечал, и думая: вот что значит голова была забита революционным дурманом!
И, наконец, краеведы. Спор вокруг собора их страшно рассорил, в частности, Бориса Аржанцева, горячего сторонника стройки на Венце, и Сергея Петрова, столь же горячего ее противника. Они, говорят, давно уже друг с другом не разговаривают и даже якобы не здороваются, стараясь ходить по разным улицам города, чтобы случайно не встретиться. А если вдруг где столкнутся, обмениваются колкостями: «Христопродавец!» – бросает один, «Сам – ваххабит!» – отвечает его противник. Помирить их – задача хоть и сложная, но необходимая.
Комитет посчитал, что краеведов объединит общее дело и им будет, скорее всего, предоставлено почетное право выломать из здания администрации – обкома первые камни. Борису Васильевичу Аржанцеву – из левого крыла, Сергею Борисовичу Петрову – из правого.
Насколько мы знаем, сама администрация уже завтра, 1 апреля, начнет перебираться в новые кабинеты, а яма рядом с голубыми елями будет засыпана и закрыта асфальтом. Наконец-то!