В 2006 году Ульяновск может стать банкротом

Это не злая шутка, хотя многие именно так и подумали, прочитав анонс в первоапрельском номере «Молодежной газеты». Это наше с вами будущее. Причем, будущее не отдаленное, не из разряда «а может, пронесет?». К 2006 году Ульяновск может лишиться всего муниципального имущества: предприятий, гостиниц, рынков. Словом, всего того, за счет чего город худо-бедно, но кормится.

DURA LEX… (ЗАКОН СУРОВ)

Причина таких крутых перемен – набирающая обороты реформа местного самоуправления. Начало ей положил вступивший в силу 1 января 2003 года Федеральный закон «О муниципальных и унитарных предприятиях». А спустя восемь месяцев был принят Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этот закон вступит в силу с 1 января 2006 года. Согласно ему Ульяновск получит статус городского округа. А городские округа не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. То есть, торговать и сдавать в аренду свои здания и помещения. Это значит, что с 1 января 2006 все муниципальное имущество должно быть передано органам государственной власти. БЕЗВОЗМЕЗДНО. У городского округа останутся лишь объекты жизнеобеспечения, школы, детсады, больницы, дороги и пассажирский транспорт, памятники культуры, стадионы и кладбища. Ни гостиниц, ни рынков, ни офисов в этом списке не значится.

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ

Для городских властей при нынешнем состоянии бюджета это будет удар ниже пояса. Казна лишится основного источника доходов на сегодняшний день – арендной платы. Но выход есть. Законодатели не даром дали время, в течение которого муниципалитеты должны привести свое имущество в соответствие с новыми законами. В течение этого времени муниципалитет должен принять, а Гордума – утвердить, программу приватизации на 2005-2008 годы. И успеть «выжать» из муниципального имущества, которое рискует стать не муниципальным, все, что возможно.

…ХОТЬ ШЕРСТИ КЛОК

Если город успеет принять долгосрочную программу и запустить механизм приватизации муниципального имущества, закон разрешает довести процесс приватизации до конца, вплоть до 2009 года. То есть, город сможет еще 4 года выставлять свои предприятия на торги и пополнять за счет этого городскую казну.

Собственно, программа приватизации у города есть. Но она ни разу не исполнялась в полном объеме – когда из-за нерасторопности структур, отвечающих за процессы приватизации, когда из-за давления так называемого «общественного мнения», в котором белыми нитками были шиты интересы вполне конкретных представителей общества. Так, стоимость программы-2005 – всего 30 миллионов рублей. Для городской казны это капля в море. А вот долгосрочную программу следует принимать немедленно. И будет логично, если в нее войдут и все те предприятия, которые по тем или иным причинам не были приватизированы в ходе приватизационных кампаний прошлых лет, начиная с 1992 года.

А ПОТОМ – СОСАТЬ ЛАПУ

Приватизация предприятий, конечно, даст неплохой запас «жирка». Но после 2009 года у городской казны останется только один источник пополнения – налоги. Таким образом, складывается впечатление, что реформа местного самоуправления, в конечном счете, призвана «подмять» муниципалитеты под строгую вертикаль власти. Сегодня муниципальные образования гораздо более независимы, и в силах разговаривать с руководством субъектов федерации на равных. Новые веяния лишают их финансовой независимости, а значит, и самостоятельности. Но закон есть закон. Следовательно, городской бюджет в оставшиеся годы должен получить максимум от своего имущества, иначе он не получит вообще НИЧЕГО.