СОКом – по суку?
Агрессивное вторжение самарской группы компаний СОК в ульяновские властные органы чревато серьезными неприятностями для главы области
Сергея Морозова.
В начале нынешней недели ульяновский губернатор дал интервью московской газете “Ведомости”. В ходе разговора ему в очередной раз был задан вопрос о том, собирается ли он обращаться к президенту России с просьбой о доверии и переназначении на должность. Сергей Морозов сказал, что о своей готовности сделать это он уже уведомил аппарат полпреда президента в Приволжском федеральном округе. Морозов, кроме того, сообщил, что дает себе два года. Если за это время он не сделает того, о чем заявлял публично (наведение порядка в ЖКХ, кардинальное изменение ситуации с наполнением бюджета и т.д.), то должен будет набраться мужества и “попроситься на другую работу”.
Но все это потом, а пока открытым остается вопрос с переназначением. Когда это произойдет, неизвестно, как неизвестно и то, от чего зависят сроки принятия президентом подобного решения конкретно по Ульяновской области. Между тем органы власти региона, что уже не раз отмечалось, интенсивно наполняются представителями группы СОК. В интервью “Ведомостям” Сергей Морозов с этим, кстати, не согласился, заметив, что в администрации есть разные люди: и близкие к Газпрому, и близкие к РАО “ЕЭС” с “Северсталью”. Он назвал и фамилии (Александр Майер, Сергей Никитин, Александр Пинков), но убеждает это далеко не всех, поскольку на ключевых постах, контролирующих финансовые и имущественные сферы, оказываются именно соковцы. В том числе и на муниципальном уровне, что, в общем-то, не совсем уже прилично, ибо нарушает никем пока еще не отмененный конституционный принцип разделения местного самоуправления и госвласти.
Параллельно с освоением административного и политического поля СОК начал вдруг резкое превращение из компании абсолютно закрытой в умеренно открытую. Буквально на днях ГК назвала своих основных владельцев и частично показала структуру активов. Результатом этого шага стало включение прессой фамилии главного акционера СОКа Юрия Качмазова в список долларовых миллиардеров – с почетным номером 1 в Самаре.
Слегка ошалев от такой открытости, аналитики стали искать ее причины. Первой назвали то, что СОК собирается выйти на рынок облигаций и теперь работает на повышение доверия со стороны потенциальных покупателей ценных бумаг. Но есть и другие версии. Согласно одной из них, шум вокруг открытия информации о себе поднят СОКом с тактической целью – чтобы отвлечь внимание публики от рывка группы во власть. А происходит этот рывок не только в нашей области, но и в других регионах. Так, в той же Самаре СОК, по слухам, замахивается сейчас на кресло мэра (в Сызрани этот рубеж уже взят – городом руководит человек группы).
Все бы ничего, но поход олигархов во власть и политику с некоторых пор не очень нравится Кремлю. И возможно, как раз с этим связана затянувшаяся история с подтверждением сенаторских полномочий президента СОКа Рустема Шиянова, делегированного Сергеем Морозовым представлять в Совете Федерации Ульяновскую область. Не факт, что Москве понравится и экспансия самарской группы во властные структуры нашего региона. Слишком напористо все это делается. А то, что Морозов не смог убедить лидеров ГК в уязвимости их претензий на город Ульяновск и другие муниципалитеты, может породить подозрение, что губернатор вообще не в состоянии как-либо противодействовать СОКу. Отсюда недалеко и до каверзного вопроса: не будет ли утверждение президентом Сергея Морозова в должности означать сдачу региона на откуп этой бизнес-группе? Вопрос неприятный, но вовсе не неожиданный. Складывается впечатление, что СОК слишком спешит застолбить область, подрубая тем самым сук под Сергеем Морозовым. Может, ничего страшного в приходе группы в наш регион и нет, но до переназначения Морозова сверхактивность СОКа выглядит, мягко говоря, не вполне уместной. На период ожидания президентского вердикта если уж что и напрашивалось, то это умение выдержать паузу. Но не выдержали, предпочтя ей кавалерийский натиск.