Через 10-12 лет Волга-матушка превратится в мертвое и зловонное море с заболоченными и заиленными берегами, плодящими миллионы насекомых. Виной этому – бездумное вторжение человека в природу, приведшее к необратимым последствиям. Так считает автор книги «Волжская Атлантида: трагедия великой реки» историк ЕВГЕНИЙ БУРДИН.

Тысячи трупов в бетоне

В начале 30-х годов в СССР родился гигантский замысел: превратить Волгу в каскад ГЭС и водохранилищ. Цель начинания была весьма благая – поставить энергию великой реки на службу народному хозяйству. Первыми, в конце 30-х, родились Иваньковский, Угличский и Рыбинский гидроузлы. Всего до середины 70-х в Волжско-Камском бассейне было создано 11 ГЭС.

В 1937-м вышло постановление о строительстве ГЭС в Куйбышеве. Специально «под нее» в Куйбышеве и Ставрополе (ныне Тольятти) организовалась система лагерей – СамарЛаг. Началось строительство подъездных путей и заводов стройматериалов. Но началу масштабных работ помешала война. Только в 1949-м работы возобновились по старой схеме. Под Ставрополем (деревня Кунеевка) был создан КунеевЛаг, объединявший 15 лагерей, в котором в первый год строительства находилось около 125 тысяч заключенных (1949-й год), а в последний – около 11 тысяч (1957-й год). Руководил КунеевЛагом и строительством ГЭС генерал-майор Иван Комзин, получивший за труд звезду Героя Социалистического Труда.

Экономия на строительной технике и питании привела к тому, что «великую стройку» стали называть «братской могилой». Очевидцы сообщают, что по масштабам гибели заключенных возведение Куйбышевской ГЭС сопоставимо со строительством Беломорканала, на котором за 3 месяца погибло около 100 тысяч заключенных. Рассказывают, что умерших просто сбрасывали в котлован и заливали в бетон плотины. Там их останки находятся и по сей день…

Людей «выдирали»

Другой трагедией, спровоцированной строительством ГЭС, стало переселение жителей поймы Волги. Вокруг реки уже много тысяч лет селились люди. Наши предки возделывали эту землю, превратив ее в благодатный край для земледелия и скотоводства. Вокруг Волги располагались лучшие черноземы (урожайность на них в 3,5 раза превышала урожайность на непойменных землях), заливные луга, на которых все лето пасся скот. Вокруг Волги росли дремучие леса – «легкие» средней полосы. И все это пошло под нож глобальных замыслов правительства.

По Ульяновской области было затоплено 87 населенных пунктов, 196 тысяч гектаров земли. Людей ставили перед фактом: переселяемся туда-то и точка. Недовольных предупреждали об уголовной ответственности за «неисполнение решения партии и правительства» (статья 90 УК РСФСР – «самоуправство»). Переселенцев везли «в чистое поле», где они жили в землянках, без воды, с перебоями пищи. Каждому дому выдавались подъемные – по 8-12 тысяч рублей. Но это была всего лишь бумага. Советское государство и так постоянно испытывало трудности со стройматериалами. А здесь перед необходимостью срочно строиться было поставлено несколько сот тысяч людей… Не хватало всего – от гвоздей до досок. Показательно: прошло уже почти 50 лет, а переселенные тогда населенные пункты до сих пор испытывают трудности, например, с водоснабжением. И не мудрено: сотни лет стоявшие на одном месте деревни вырывали с корнем и переносили на другое место. Разве тут так быстро приживешься?

Особенно циничным было отношение властей к перевозимым кладбищам. Забота о могилах предков вылилась в то, что кладбища просто выкапывали экскаваторами, перевозили на новые места и вываливали в свежевырытые ямы, образуя братские могилы. Но из-за спешки многие кладбища перенести не успели. Старожилы рассказывают, что первые годы после затопления обычной картиной были… плывущие по Волге гробы из размытых кладбищ.

В зоне затопления «стиралось» все: наспех вырубались богатейшие леса (113 тысяч гектаров по одной только Ульяновской области!), переносились сооружения, во избежание заражения воды выкапывались скотомогильники, для будущего свободного прохода кораблей сравнивались холмы.

Из крупных населенных пунктов в нашей области переносу подверглись Никольское-на-Черемшане (полностью), Старая Майна (половина), Сенгилей (большая часть). А в Куйбышевской области полностью был затоплен целый город – Ставрополь. Пострадал и Ульяновск. Под затопление попали около 200 домов на правом берегу и три пригородные деревни (Королевка, Канава и Часовня) с левобережья. По существующей легенде Ульяновск должен был быть затоплен вплоть до Верхней Террасы, но Сталин приказал возводить дамбу – «пощадил» завод имени Володарского в благодарность за доблестный труд во время Великой Отечественной.

В тогдашних газетах преобладали мажорные краски: людям рассказывали, как они счастливо заживут на новых местах. Расписывали новые «социалистические поселки» с широкими улицами. Но жителям всегда милее их «старина». Старожилы рассказывают, что среди поволжского люда тогда преобладали растерянность, апатия, раздражительность. Переселенцы оплакивали каждый куст, каждую пядь земли. Это была их родина, которую они теряли навсегда…

Целесообразность

До подъема воды из Волги можно было пить, не опасаясь никаких болезней – вода была прозрачной и чистой. После образования водохранилища Волга больше не была прозрачной никогда. Под водой гнило все то, что некогда являлось сушей…

Не оправдались даже оптимистические прогнозы о том, что при увеличении зеркала воды возрастут и рыбные запасы. Планировалось добывать 240 тысяч центнеров рыбы в год. Увы… Из-за качества воды «рыбное поголовье» стремительно падало. В 1974-м было добыто всего 87 тысяч центнеров рыбы, в 1989-м – 59, в 1992-м – 40, в 2002-м – 27… Улов ценных пород рыб сократился в 3 раза. Полностью исчезли осетровые, ископаемые предки которых жили в Волге еще 300 миллионов лет назад! Вдумайтесь: 300 миллионов лет! А 50 лет назад «решением партии и правительства» их просто «вычеркнули»…

Правительство рапортовало, что потраченные на сооружение ГЭС 7 миллиардов рублей окупились за счет выработки дешевой электроэнергии в 1962-м году. Но кто считал нанесенные строительством водохранилища убытки? Например, ущерб от «недолова» рыбы только в 1960-1964-х годах составил 76 миллионов рублей. А ежегодный ущерб от смыва почв в конце 80-х по всему Волжско-Камскому бассейну составлял 35 миллиардов рублей! Это притом, что все 11 расположенных здесь ГЭС вырабатывают только 3-4% производимой в стране энергии. Ежегодные расходы на содержание дамб (в одной Казани их более 20 километров) составляют сотни миллионов рублей…

Последствия

Последствия от вмешательства человека в природу почти всегда получаются катастрофическими. То же самое случилось и в нашем случае.

– Подъем Волги привел к повышению уровня грунтовых вод. В результате почва на приволжских полях теряет свои свойства, идет ее засоление. Содержание чернозема в почве уже уменьшилось на 50-60%.

– Ежегодно с берегов в воду смываются миллионы тонн земли. Это не только оползни… При прежнем быстром течении все это сносилось в Каспий, при нынешней же стоячей воде – оседает на дно в виде ила, создавая идеальное хранилище для тяжелых металлов и химических веществ из промышленных стоков. Уже сейчас волжская вода – химический бульон… Покрывая дно, ил постепенно выходит на берега, заболачивая песчаные пляжи.

– Большая часть водохранилища – непроточное, быстро прогреваемое мелководье. Это идеальная среда для развития сине-зеленых водорослей. Да-да, той самой «зелени», которая плавает по поверхности Волги каждое лето и создает проблемы отдыхающим. До создания водохранилища подобных проблем у жителей не было. Мало того, в процессе жизнедеятельности сине-зеленые водоросли поглощают из воды кислород, а после загнивания – выделяют токсины, становясь причиной массовой гибели рыбы. В июле-августе масса сине-зеленых водорослей достигает 30 килограммов на кубометр воды!

Экологи говорят, что здоровье – это чистый воздух и чистая вода. Человеческий организм более чем на две трети состоит из воды. Кто знает, не из-за загрязнения ли Волги происходит неуклонный рост количества заболеваний в приволжских городах – в частности, онкологических, аллергических, заболеваний органов пищеварения и дыхания?

– Повышение уровня воды привело к увеличению давления на земную кору. Увеличилась сейсмическая активность. В 80-х землетрясения до 6 баллов регистрировались в Татарстане, Башкирии, Самаре, Нижнем Новгороде. В 90-х землетрясения до 5 баллов регистрировались в Саратовской и Волгоградской областях. Ученые выявили зону повышенной сейсмической активности, проходящую через все Поволжье. Еще 30 лет назад ничего подобного здесь не было…

* Из-за многократного увеличения зеркала воды повысились влажность воздуха, скорость ветра и температура – это перестройка экосистемы, изменение климата. К чему все это приведет через несколько десятилетий?

Ученые подсчитали, что жизненный цикл водохранилища составляет 60 лет. Куйбышевскому водохранилищу уже 48. Через 12 лет мы будем жить у реки, в которой не будет жизни, и берега которой будут превращены в болото… Страшные видения Апокалипсиса? Остается надеяться, что сильная и мудрая природа в который раз сможет противостоять бездумному отношению к себе человека. Но насколько неисчерпаемы ее силы?