В 1996 году Ульяновская область отмечала 200-летие образования Симбирской губернии. От какого события идет такой отсчет? Традиционно считается, что Симбирская губерния была образована впервые в 1796 году по указу Павла I путем преобразования из Симбирского наместничества. Однако не совсем ясно, а что изменилось, после того как одно слово “наместничество” – было заменено другим словом “губерния”.
Более того, возникает ряд вопросов. Так, например, если до 1796 года Симбирск не был губернским городом, то как объяснить открытие главного народного училища в Симбирске 22 сентября 1786 года, которое согласно указу об открытии народных училищ открывалось не в любом городе, а только в одном из 25 губернских городов России (кстати, согласно этому указу попечителем училища являлся губернатор). Таким образом, по крайней мере уже в 1786 году Симбирск был губернским городом. Но тогда, может быть, этот статус города связан с более ранним указом от 15 сентября 1780 года “Об учреждении Симбирского наместничества”?
При знакомстве с текстом этого указа бросается в глаза то, что слово “губерния” употребляется как эквивалент “наместничества”. Действительно, несмотря на то, что название указа говорит о наместничестве, в тексте читаем: “А впрочем, назначения границ сей губернии… предоставляем на соглашение наших генерал-губернаторов”! Аналогичное дублирование терминов встречаем и в текстах других указов того времени. Например, в указе №14880 говорится “Об учреждении Курской губернии”, а спустя полгода в указе №14964 о гербах городов употребляется название “Курское наместничество” и т.д. Откуда же идет такое дублирование? Здесь нужно вспомнить, что Екатерина II провела грандиозную реформу местного управления, которая началась с выхода 7 ноября 1775 года “Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи”. Согласно этому закону губернии с новым аппаратом управления получали название наместничеств, хотя наряду с термином “наместничество” в законодательстве и делопроизводстве того времени сохранялся термин “губерния”, возникший еще в петровские времена. Процесс замены старых губерний (до начала реформы их было 23) новыми “наместничествами” растянулся на 10 лет (1775-1785 годы). За этот период было образовано 40 наместничеств и губерний, а также две области на правах губернии.
В чем суть этой екатерининской реформы административного деления государства? Главной предпосылкой к перестройке было стремление Екатерины упростить громоздкий аппарат центральной власти: “нашли мы, что по великой обширности некоторых губерний оныя недостаточ но снабдены как правительствами, так и надобными для управления людьми… Происходящее от того неустройство весьма ощутительно, с одной стороны медленность, упущения и волокита суть естественные следствия того положения, где дело одно другое останавливает… и покрывает неисполнение должности. С другой стороны от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда обще со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производятся не с такой поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страхе предерзостным. (…) Дабы губерния, или наместничество, порядочно могла быть управляема, полагается в оной от 300 до 400 тыс. душ”.
От этого учреждения о губерниях берет начало не только децентрализация власти (губернские правления поднимались до уровня коллегий и должны были подчиняться исключительно сенату или императорской особе), но и возникло начало разделения властей “Сие наше постановление судебные места отделяет от губернских правлений”. Появилось на местах много новых государственных служб: губернское правление по делам чисто административным, казенная палата – по делам финансовым; значительная часть дел управления была передана “приказам общественного призрения”, состав которых был выборный. Здесь надо добавить, что уездное управление в лице исправников и “нижних земских судов” было тоже выборным.
Кроме того, были учреждены губернские и уездные дворянские собрания для выбора должностных лиц местной администрации и суда, для обсуждения вопросов, предлагаемых от правительства, и для заведования сословными нуждами. Для управления сословными делами учреждались предводители (губернские и уездные), дворянские депутатские собрания и дворянские опеки. Все дела местного хозяйства и полиции были переданы “общей городской думе” и ее исполнительному органу – “шестигласной думе”. Возникло еще множество других государственных служб и учреждений. Одним из результатов этой реформы, по словам известного историка В.Ключевского, было то, что “размножилось до чрезмерности чиновничество… там, где прежде дела велись десятью, пятнадцатью чиновниками, теперь их явилась целая сотня”.
Контроль за деятельностью всех губернских учреждений от лица верховной власти поручалось государевому наместнику или генерал-губернатору, который не обязательно должен был присутствовать на месте, о чем, в частности, говорит п. 93 Учреждения “Когда государев наместник или генерал-губернатор в наместничестве ему вверенном пребывание свое имеет, тогда производится ему по 500 руб. на месяц столовых денег”. Он считался “ходатаем за пользу общую и государеву, заступником утесненных и побудителем безгласных дел”. Он был обязан побуждать суды к скорому решению дел, а если находил решение несправедливым, то мог остановить его исполнение, донеся об этом сенату или – в делах, не терпящих отлагательства, – императрице. Вместе с тем вводилась должность губернского прокурора, который также назначался верховной властью и дополнял функции генерал-губернатора: “Буде губернский прокурор усмотрит за кем неисправление должности, то повинен доносить о том не токмо генерал-губернатору, но генерал-прокурору; ибо во всех губернский прокурор есть око генерал-прокурора”.
Ввиду того, что власть наместника во многом совпадала с властью губернаторов, их стали назначать по одному на две и даже на три губернии. Поэтому первый генерал-губернатор симбирский П.С. Мещерский одновременно был и генералгубернатором казанским, через год эту должность получил генерал-поручик И.В. Якоби, одновременно наблюдая и за Уфимской губернией (см. указ “О новом расписании губерний с означением генерал-губернаторов” от 13.06.1781 г.).
Таким образом, Симбирская губерния (или наместничество) номинально (на бумаге) начинает свой отсчет от указа Екатерины 15 сентября 1780 года.
Практически одновременно выходят указы об образовании Пензенского (15 сентября) и Вятского (17 сентября) наместничеств. 17 сентября утверждается штат Симбирской губернии и начинается подбор людей на образовавшиеся вакансии.
К началу декабря основные подготовительные работы были завершены.
18 декабря князь Платон Мещерский из Симбирска сообщал в сенат: “Симбирскова наместничества открытие восприяло свое начало сего месяца в 16 день” В своем отчете в сенат Мещерский подробно описывает торжественную церемонию по случаю открытия Симбирской губернии, которая растянулась на две недели, начиная с 10 декабря 1780 года, когда прибыл Преосвященный епископ Нижегородский и Алатырский. Вслед за этим начался съезд в городе всего губернского дворянства. 12 декабря в день рождения “его императорского высочества Александра Павловича литургию Божью и молебен с коленопреклонением производил Преосвященный”. В разгар торжеств (22 декабря) был утвержден Екатериной доклад сената “О гербах городов Симбирского наместничества”, в результате которого за Симбирском остался старый герб “в синем поле на белом столбе золотая корона”, а гербы уездных городов должны были соответствовать правилу, “чтоб во всяком гербе Симбирского наместничества в щите была часть из герба наместнического города”. В Симбирское наместничество вошло 13 уездов (границы уезда определялись числом жителей в 20-30 тысяч человек) с городами: Симбирск, Сенгилей, Ставрополь, Самара, Сызрань, Канадей, Тагай, Карсун, Котяков, Алатырь, Ардатов на р. Алатырь, Курмыш, Буинск.
Павел I, пытаясь как-то сократить огромный бюрократический аппарат местной администрации, произвел укрупнение созданных при его матери наместничеств в 1796 году и снова официально переименовал их в губернии, кроме того, упразднил 13 губерний. Было также введено новое деление губерний на уезды, а число уездов сокращено.
Если отталкиваться от 16 декабря 1780 года (т.е. даты фактического открытия губернии), то с учетом перехода календаря с юлианского на григорианский 27 декабря 2005 года будет исполняться 225 лет Симбирской губернии. Я не считаю, что нужно устраивать по поводу этой даты какие-либо торжества, поскольку все даты и юбилеи – в значительной степени условность нашего сознания. В конце концов, до открытия губернии Симбирск был центром довольно протяженной по своим размерам симбирской провинции, которая включала в себя и Карсун, и Самару, и Сызрань. Интересно другое: почему, несмотря на свою простоту, подобный расчет не был сделан раньше?
Представляется, что этому есть несколько причин: 1) отсутствие большинства документов раннего периода симбирской истории в местныхархивах в связи со многими пожарами; 2) чрезмерное увлечение историков и краеведов по известным обстоятельствам периодом более поздним, начиная с 1870 года; 3) общее грустное положение в симбирском краеведении, которое, начиная с закрытия Симбирской ученой архивной комиссии в 1922 году, оказалось не востребованным местным обществом и властью. А в результате, в отличие от многих соседних регионов, краеведение у нас остается на любительском уровне, а мы все (и общество, и власть) до сих пор не очень хорошо представляем все те ресурсы культурного строительства, которые таит в себе прошлое Симбирского края.