Зачем иногородний бизнесмен Николай Морозов купил убыточный ульяновский пивзавод? Ведь у него совсем другой бизнес. А в пивной индустрии России все уже схвачено (как правило, иностранным капиталом), поделено и конкуренция острейшая.
Сам новый владелец 76 процентов акций ОАО “Пивоваренная компания “Витязь” так ответил на этот вопрос ульяновским журналистам после собрания акционеров: – Наша молодая компания “Астория групп” занимается любыми инвестиционными проектами, которые интересны стратегически. Пивная отрасль в стране сейчас сильно консолидирована, однако не у дел остались предприятия, которые успели технически перевооружиться, но не нашли крепкого инвестора. А ведь они могут приносить прибыль. Мы увидели эту открытую “форточку”, просчитали, что через нее можно войти в пивной бизнес и развить ситуацию до профита. Сейчас ведем покупку таких предприятий, чтобы сформировать пивной национальный холдинг, который будет заниматься выпуском напитка нижнего и среднего сегмента для локальных рынков. Приобретение акций “Витязя” – первый шаг. Подписан протокол о намерениях по “Владимирской пивоварне”, и я не вижу причин, мешающих заключить эту сделку.
Также ведем переговоры о покупке Ипатовского пивзавода в Ставропольском крае и “Тверь-пива”, которое славилось пивом “Афанасий”.
В последнее время ульяновский пивзавод резко катился под гору. Пять лет назад он варил 7,5 млн декалитров пива в год, а в 2004 году – только 1,5 млн. Поступление налогов в областной бюджет снизилось почти в два раза.
Качество пива ухудшилось. Предприятие теряло рынок сбыта даже в родной Ульяновской области (цифра упала до 25 процентов). И это при том, что в стране увеличивался выпуск пенного напитка. А ведь в Ульяновске, по мнению Николая Морозова, есть оборудование, на котором можно варить пиво мирового уровня: такие линии, как здесь, в Европе можно по пальцам пересчитать. Качество же пива страдало, утверждает бизнесмен, из-за нарушения техпроцесса и нехватки денег на хороший солод. Но техпроцесс отлажен год назад, а первая партия качественного импортного солода приобретена недавно, так что можно ждать перемен к лучшему.
Новыйвладелец завода собирается поднять производство на “Витязе”. Через две-три недели специалисты завершат составление маркетплана, и тогда будет понятнее, какими путями “Витязь” станет решать задачу, сколько инвестиций и во что вкладывать, на какие сорта пива делать ставку.
– Пока начнем активно бороться с большими долгами завода, – говорит Морозов, – и составлять месячные бюджеты. Сформирован бюджет – около 5,5 млн долларов – на продвижение нашей продукции в соседние регионы. Ближайшая задача – достигнуть точки безубыточности. С развитием производства планируем увеличить количество рабочих мест: в этом году – на 10 процентов, в следующем – на 30.
Сейчас на “Витязе” готовят для запуска на локальный рынок новую марку пива под названием “Два веселых гуся” (какой это будет сорт еще неизвестно, определится маркетпланом).
– Раз нынешний бренд продукта негативен, нужно его перепозиционировать, – считает Николай Морозов. – Особенно для соседей. Мы пошли по пути наименьшего сопротивления: запоем уже готовую песенку про гусей. А если и люди ее запоют, то станут пить наше пиво.
“Подхватить” песню ульяновских пивоваров готов и губернатор Сергей Морозов. Подход новых инвесторов к решению проблем ему понравился. Губернатор обещал заводу помощь, высказался за проведение слаженной, агрессивной политики в продвижении ульяновского пива, чтобы оно выдержало конкуренцию.
Возрождаемый “Витязь” ставит целью довести долю своей продукции на ульяновском рынке до 50 процентов, а в соседних областях до 10-12 процентов. По словам Николая Морозова, слабые места конкурентов выявлены, нужно начинать работать.