По расчетам экспертов, уже целый год ульяновцы платят за услуги ЖКХ почти на 15 процентов больше максимума, установленного федеральным правительством. При этом за кулисами готовится новое повышение тарифов. Лишь безнадежно сломленным духом населения области и Ульяновска можно, наверное, объяснить тот факт, что власть позволяет себе так к нему, населению, относиться.
Приступая к манипуляциям с тарифами, власть ссылается, как правило, на Москву, якобы вынуждающую регионы повышать цены на услуги коммуналки. Речь, в частности, о так называемом стандарте стоимости услуг и обслуживания жилья в расчете на один квадратный метр площади. Но это лукавство. Упомянутый стандарт действительно утверждается раз в год правительством, но никаких обязательств по платежам на квартиросъемщиков он не накладывает. Норматив адресован производителям услуг и означает, что выше установленной стандартом цены их продукт стоить не может. Если же он дороже, значит, работа поставщиков услуг неэффективна и, скорее всего, на их предприятиях процветают воровство и разгильдяйство. Население расплачиваться за это не должно.
Тем не менее и нынешняя подготовка к повышению тарифов идет под “соусом” требований федерального стандарта. Как с ним обстоит у нас дело, проверил член областной межведомственной комиссии по реформе ЖКХ Владимир Скрипичников. Этой проблематикой он занимается уже несколько лет и знаменит тем, что в 2003 году у него в гостях побывал, находясь в Ульяновске, лидер партии “Яблоко” Григорий Явлинский, с которым также обсуждались вопросы ЖКХ.
Не так давно Скрипичников подготовил к очередному заседанию комиссии справку о реальном уровне платежей за жилищно-коммунальные услуги. На одном из интернетсайтов Чувашии он нашел методику расчета федерального стандарта (в Ульяновске ему никто ее не показал).
Собрал воедино все цифры и получил следующее: при установленном Москвой для нас нормативе стоимости услуг на один квадратный метр в сумме 24,5 рубля житель Ульяновска платит с июля 2004 года 27,94 рубля. Или – 114 процентов (надо отметить, что по версии апологетов очередного повышения тарифов, ульяновцы платят сейчас всего 60 процентов от необходимого). Сегодняшние платежи населения обеспечивают практически 100-процентную оплату даже повышенного с мая стандарта (теперь он установлен в размере 29,6 рубля на квадратный метр).
То есть уже год население города за коммуналку переплачивает. Владимир Скрипичников установил, за что конкретно. Во-первых, за тепло, то есть горячую воду и отопление.
Тариф на тепловую энергию, установленный 28 сентября 2004 года областным комитетом по ценам, равен 339 рублям за одну гигакалорию, что на 45 процентов выше, чем в Татарстане, и на 36,5 процента выше, чем в Чувашии. С учетом того, что реально поставки тепла почти на 50 процентов (по официальным данным) ниже того объема, за который с жителей взимают плату, стоимость отопления у нас должна быть не 6,5 рубля за квадратный метр, а 4,5.
Почти на четверть должна быть дешевле и горячая вода: вместо нынешних 90 рублей с человека – 72,7 рубля. То же с холодной водой, водоотведением и другими услугами. Все это оставила в наследство ульяновцам предыдущая власть, но ее линию не прочь, кажется, продолжить и власть действующая. Во всяком случае, когда Владимир Скрипичников выступал на комиссии с докладом о своих расчетах, председательствующий остановил его, не дав договорить. “Разница между тем, сколько с населения берут, и тем, сколько услуги реально стоят, куда-то исчезает, – сказал Владимир Скрипичников в интервью “СК”. – И в этом, наверное, главная причина нежелания властей раскрывать цифры в сфере ЖКХ”.
Глава области Сергей Морозов заявлял о необходимости разобраться с ценообразованием, но Скрипичников подозревает, что слишком многие даже в ближайшем окружении Морозова жаждут тарифы повысить, и они постараются не дать губернатору понять, что к чему. Хотя понимание есть, похоже, уже и в Москве. Так, министр регионального развития РФ Владимир Яковлев заявил в среду в Госдуме, что тарифы в стране повышаться в этом году больше не будут. Лимит роста исчерпан, сказал Яковлев. Эти его слова – как будто специально про наш случай.