Насколько известно “СК”, в городскую Думу поступила пояснительная записка председателя Комитета ЖКХ и энергетики мэрии Ульяновска Александра Лисова, в которой он ссылается на постановление главы области о стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг.
Предельная стоимость услуг в области утверждена этим постановлением в сумме 29,6 рубля на квадратный метр.
Фактическая, по информации Лисова, сейчас – 26,8 рубля. До “предела” не хватает десяти процентов. Лисов предлагает поднять тарифы до 100 процентов. Прокомментировать ситуацию “СК” попросил Олега Казарова, имевшего с данной темой дело и во время работы в 80-х годах председателем облисполкома, и позже – заместителем мэра Ульяновска.
– Я знаком с этой запиской. Основные ее моменты нормальному человеку видны. Лисов предлагает установить уровень платежей граждан за жилье в целом по всем видам услуг в размере 100 процентов регионального стандарта, но достигнуть этого хочет только за счет увеличения тарифа на отопление и горячую воду. Это означает, что тепло “съест” весь имеющийся запас в предельном уровне платежей. Видимо, работая с бывшим мэром Романенко, Александр Константинович Лисов заразился особой любовью к энергетикам.
– Как, на Ваш взгляд, поступит городская Дума?
– Не знаю, как она поступит, но хотелось бы, чтобы, принимая решение, уважаемые депутаты имели в виду следующее. Во-первых, факт утверждения губернатором предельной стоимости услуг вовсе не означает, что надо тут же эту предельную стоимость брать, что называется, к исполнению. Неизвестно ведь, на какой срок рассчитал губернатор достижение этой предельной суммы может быть, на четвертый год своего правления. Я помню, предельная стоимость годами держалась в качестве таковой, но реальные тарифы этого предела никогда не достигали. Всегда оставалась некая возможность корректировки и мягкого увеличения тарифов в пределах предельной суммы, извините за тавтологию. Учитывались вероятные нестыковки в экономике муниципальных предприятий. Если весь запас отдадим сегодня энергетикам, а завтра, к примеру, “Водоканал” или “Спецавтохозяйство” докажут, что себестоимость их услуг тоже не оплачивается на 100 процентов, что будет делать мэрия?
Или вдруг забастовки…
– А что во-вторых?
– Во-вторых, не ясно в принципе, за что такой карт-бланш энергетикам?
Они до сих пор скрывают истинную себестоимость своих услуг. От Романенко за все четыре года население так и не услышало правду о себестоимости, а ведь возможность ее снижения и, как следствие, снижения тарифов – существует. Надо обсуждать ее, а не торопиться идти более легким путем для чиновников и более тяжелым – для населения.
В-третьих, повторю классическое: “Прежде чем делать какое-либо телодвижение, следует просчитать политические последствия”. Только что даже министр Яковлев заявил по Центральному телевидению, а “Курьер”, знаю, его процитировал, что в ситуации повышения тарифов в России наступил предел, дальше которого идти не следует. Тем более у нас, где стандарт в 29,6 рубля – один из наиболее высоких в стране.
И, наконец, в-четвертых, и самое главное, о чем я неоднократно предупреждал в свое время мэрию: Романенко с тарифами беспардонно куролесил. Видимо, поэтому он и исчез с глаз долой из Ульяновска. Ни для кого не секрет, что все его повышения, подтверждавшиеся Гордумой, противоправны. Муниципалитеты не имеют полномочий устанавливать тарифы на тепло и горячую воду.
На водоотведение (канализацию), уборку мусора, лифт и прочее – да, но не на тепло. Право повышения тарифов на тепло и ГВС принадлежит, по закону, только субъекту федерации, то есть области. Не думаю, что исходя из недавних предвыборных программ и только что проведенной корректировки бюджета на 2005 год Законодательное Собрание пойдет на повышение тарифов и новую корректировку бюджета. Да еще в нарушение установленного порядка. И никакие пояснительные записки муниципальных чиновников юридической силы тут иметь не могут.