ОАО “Северсталь-авто”, владеющее УАЗом, приобрело еще один автозавод – Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах. Именно там будет размещена сборка полноразмерного внедорожника “Rexton” (“Рекстон”) корейской фирмы “Ssang Yong” (“Ссанг Йонг”), который поначалу мог прописаться в Ульяновске.
Лицензионное соглашение на производство в России “Rexton” ОАО “Северсталь-авто” подписало с “Ssang Yong” в декабре прошлого года и через пару недель обещало назвать место, где внедорожники станут собирать: ведь их выпуск планировалось начать в 2005 году.
Однако выбор площадки затянулся на несколько месяцев. За это время руководство УАЗа успело сообщить и то, что ждет к себе “Rexton”, и о том, что в Ульяновске его собирать не будут. В марте в прессу просочилась первая информация о возможной покупке “Северсталью” для этих целей предприятия ЗМА, которое выпускает “Оку”. И только недавно об этом объявлено официально.
Генеральный директор ОАО “Северсталь-авто” Вадим Швецов сообщил, что компания приобрела 99,6 процента акций ОАО “ЗМА” за 50 млн долларов (ранее предприятие принадлежало КамАЗу (74,3 процента) и правительству Татарстана). Завод в Набережных Челнах выбран как наиболее эффективный по инвестициям и срокам подготовки к запуску. Здесь есть все необходимое для выпуска “Rexton” – сборочный цех, сварка, окраска (новый немецкий окрасочный комплекс), свободные площади, а также отсутствуют непрофильные производства. “Северсталь-авто” планирует вложить 25 млн долларов в новое оборудование для ЗМА и с декабря 2005 года начать продавать “Rexton” российской сборки (10 тысяч штук в год).
“Оку” новые хозяева ЗМА намерены выпускать до тех пор, пока на нее будет спрос, но, по словам Швецова, эта микролитражка без глубокой модернизации продержится на рынке максимум три года. Уже к декабрю более половины площадей ЗМА переориентируют на “корейцев”.
Вообще по сотрудничеству с “Ssang Yong” в Набережных Челнах у “Северстали” планов громадье. За 2006-2007 годы, кроме “Rexton”, намечено освоить внедорожник поменьше (и подешевле), спортивный внедорожник, мини-вэн. Универсальные производственные мощности ЗМА будут увеличены до 80 тысяч машин в год.
Автомобилей компании “Ssang Yong” планируется выпускать лишь половину от этого числа. Остальное возможные инвестпроекты с другими зарубежными фирмами, с которыми “Северсталь-авто” ведет переговоры насчет лицензионных соглашений. Это означает, что по выпуску иномарок стратегический инвестор УАЗа поставил на Набережные Челны. А Ульяновскому автозаводу в перспективе придется делать ставку на свой новый внедорожник “UAZ Patriot” (“УАЗ Патриот”) с 20-процентной импортной начинкой. Поэтому ошибаться в этом проекте ульяновцам нельзя. “Patriot” и “Rexton” напрямую друг другу, конечно, не конкуренты – у них разные ценовые категории. Однако управляющая компания обязательно станет анализировать, какие продажи лучше идут, что рентабельнее – “уазики” или “корейцы”? От этого зависит будущее заводов в Ульяновске и Челнах.
На УАЗе стараются тщательно подготовиться к постановке “Патриота” на конвейер в июле 2005 года, просчитать все мелочи. Продолжается внедрение “Производственной системы”, которая призвана исключить сборочные дефекты, оптимизировать процесс производства. Значительно модернизирован главный конвейер: смонтированы новые подвеска для подачи агрегатов и мостов, система освещения, установлены новые накопители деталей. Сообщается, кстати, что модель “Patriot” получит элементы платформы “Rexton”.
На УАЗе считают, что с подготовкой нового внедорожника они на правильном пути. Как сказал исполнительный директор предприятия Сергей Юрасов, недавно он преодолел за рулем пробного “Патриота”, взятого с конвейера, 3000 км, и машина не подвела.