Кладбище самолетов, а могло бы быть жемчужиной и туристическим объектом

У них уже вся жизнь позади – нет, не за плечами, а за огромными металлическими крыльями – годы бесконечного синего неба. Боевые действия, пассажирско-грузовая рутина, километры вылетов и неизмеримой романтики. Они честно отработали свое, и их почему-то выбрали среди остальных (непонятно даже, повезло или наоборот) и отправили не в утиль, а сюда. Какие-то еще добрались своими силами – это были их последние полеты; каких-то, уже как инвалидов, пришлось доставлять по земле.

Собирать здесь их начали еще в 1983 году – при школе высшего пилотажа, ради славы авиационного Ульяновска.

Выделили 17 с половиной гектаров под открытым небом рядом с Баратаевкой. Назвали музеем истории гражданской авиации. Правда, собирали все, что можно было: не только гражданские, но и военные, не только самолеты, но и вертолеты. Собрали всего 26. Среди экспонатов оказалось немало и уникальных.

Вот этот, самый заметный, желто-синий, похожий чем-то на акулу, с пробирающей холодом надписью “Авиаарктика”, вообще восставший из мертвых. Он – “Ант-4” – единственный в мире, попавший сюда чудом. Его собратьев выпускали еще в 1925 году: они летали из Москвы в Америку через Северный полюс, проводили суда по Ледовитому океану, спасали людей с “Челюскина”. Может быть, и он в этом участвовал. Его нашли на Чукотке, упавшим, видимо, в результате катастрофы, и так и не смогли опознать.

А вот таких, “Ту-116”, было выпущено всего два. Это пассажирская модель, сделанная на основе боевого “Ту-95” бомбовые отсеки просто заменили салонами. Один потом отправили в утиль, другой сюда.

Здесь есть и совсем старики: “Ил-14” 1950-го года, “Ан2” 1946-го, а самый молодой появился два года назад – заменили совсем уж износившийся “Ту-134”.

Но вообще в музее авиации последнее время мало что меняется. Сквозь асфальтовые дорожки растут сорняки, с лавок облезла вся краска, на табличках у экспонатов сложно прочитать текст сквозь ржавчину.

А уж если говорить о самой технике… Ее нужно хотя бы раз в год красить – она от дождя и снега прогнивает, ставить разбитые иллюминаторы, менять порвавшуюся в клочья перколь. Новых экспонатов тоже не предвидится – кто ж отдаст целый самолет, сейчас все сдают в утиль как лом цветных металлов. Финансирование музея прекратили еще в начале 90-х. В прошлом году приезжал министр транспорта, посмотрел, повздыхал – какуюто сумму выделили, но на самолеты вряд ли хватит. Пока проводят воду к административному зданию и делают внутри небольшой ремонт.

Хотя нехватка денег – это не самое страшное. Они стоят – огромные, гордые крылатые машины – в полном одиночестве.

Вокруг – стаи ворон. И гнетущее впечатление – музей умирает. Редко кто приезжает на экскурсию. Может, школьники раз в неделю побывают, и то во время каникул. А так – только техники и охранники. Звонишь – сразу спрашивают: “Ну вы же приедете?” – “Так мы же вчера были, и посмотрели, и пофотографировали” – “Ну приезжайте еще…”. В России немного, наверное, таких объектов, и дорожить бы музеем Ульяновску, но здесь при любой власти все почему-то гниет…