Бандитский Ульяновск: часть VI. Железный Марат

Тренер по вольной борьбе Марат Ибрагимов был одним из самых заметных людей в Заволжье. Многие ульяновцы, попадавшие в сложные жизненные ситуации, обращались за помощью именно к нему. Аудиенции у влиятельного тренера добивались даже известные чиновники и бизнесмены. У него было много друзей, но и врагов тоже было немало. Последнее обстоятельство и сыграло роковую роль в судьбе Ибрагимова. Демонстративное убийство заволжского авторитета и его друга боксера Дмитрия Красноштана 31 августа 1994 года стало первым преступлением, потрясшим Ульяновск, за которым последовала длинная череда кровавых разборок и заказных убийств…

***

В детстве он мечтал стать летчиком. Но мечта о небе осталась неосуществленной – у мальчика обнаружили врожденный дефект слуха. В начале 70-х Марат начал заниматься вольной борьбой, успешно выступал на соревнованиях. Но мало кто знал, что медосмотры перед соревнованиями проходил за него приятель… Больших успехов на ковре Ибрагимов не добился – боролся примерно на уровне кандидата в мастера спорта. Но зато раскрылся как педагог, наставник. Окончив физфак Ульяновского пединститута, работал преподавателем в ДЮСШ № 7, учителем в средней школе № 22. А еще он был дипломированным психологом – два года посещал платные курсы при филиале МГУ. Родись Марат лет на десять раньше, он со своей эрудицией и умением управлять людьми наверняка бы сделал карьеру партийного организатора или ученого. Но его молодость пришлась на время первоначального накопления капитала, когда для всеобщего признания необязательно было карабкаться по скользким ступенькам административной лестницы. В 1993 году Ибрагимов с товарищами учредил коммерческую фирму «Лабиринт».

В короткой жизни Марата было два счастливых момента – любовь к умной обаятельной девушке и рождение первенца. Он познакомился с будущей женой Светланой еще будучи абитуриентом. Молодые люди сразу же приглянулись друг другу и, к радости обоих, попали в одну группу. На четвертом курсе поженились. Когда у Светы родился сын, Марат обложился литературой по уходу за грудными детьми и читал ночи напролет. А днем забирался по лестнице к окну роддома и пытался рассматривать своего сына. Дома счастливый отец сразу же взял на себя почетную обязанность купать малыша (сейчас возмужавший Тимур посещает тот же клуб, где работал его папа. И возможно, когда-нибудь выступит на соревнованиях, посвященных памяти отца. Всероссийский турнир по вольной борьбе, посвященный памяти Ибрагимова и Красноштана, проводится в Ульяновске ежегодно с 1996 года).

К Ибрагимову приходило множество людей: родители отбившихся от рук пацанов, конфликтующие между собой супруги, обеспокоенные «наездами» уличной шпаны коммерсанты. Марат помогал всем: выручить попавшего в беду человека считал своим долгом. Однажды он спас от «белой горячки» знакомого, который вдруг страшно запил. Но бывали у него и другие визитеры. «Блатным» не нравилось, что какой-то «выскочка», живущий по своему уставу, пользуется в Заволжье огромным авторитетом. Однажды к Ибрагимову заявился «матерый уркаган» – «побазарить за жизнь». Хотел запугать спортсмена, показать, кто в доме хозяин. Марат понимал, что его проверяют, пробуют на излом. По всему чувствовалось, что гость явно пришел не по своей воле и что за его спиной – вся уголовная братия Нижней и Верхней Террас. И то, что пытается внушить «парламентер», – своего рода ультиматум. «Базар» длился всю ночь, а наутро «блатняк» ушел без всяких претензий к хозяину. Переубедить его помогли не только железная выдержка Ибрагимова и его практические навыки психолога, полученные во время учебы, но и абсолютная уверенность в своей правоте.

Но, потерпев поражение в теоретическом споре, воры не собирались уступать в конкретных житейских ситуациях. Вторая, роковая, встреча с этой публикой, произошла несколько позже. К Ибрагимову за помощью обратился сын преподавательницы, которая когда-то учила Марата в школе. Парня «кинули» на крупную сумму, а денег на погашение долга у него не было. И Марату пришлось разбираться с местным паханом, имевшим свой интерес в этом деле. На «стрелке» тот внушал спортсмену, что жалобщик сам виноват.

– Он лоханулся и с ним поступили по понятиям, а ты лезешь не в свое дело! – бил себя в грудь пахан.

– Есть ваши понятия, а есть понятие справедливости, – не уступал ему Марат. – Вы нагло обманули человека, поставив его на грань самоубийства! Деньги должны быть возвращены.

– Ты шутишь с огнем, парень. Таких «наездов» мы не прощаем!

– Деньги должны быть возвращены. Это мое последнее слово.

– Смотри, пожалеешь! – пригрозил авторитет и, резко развернувшись, пошел восвояси.

Марат знал, чем рискует, но поступить иначе не мог. После его вмешательства неудачливый коммерсант был спасен. И тогда воры дали отмашку…

…Его убили в стиле итальянской мафии возле своего дома по улице Врача Михайлова. В гостях у Марата в тот день была мама. Около семи часов вечера он уже собирался провожать Галину Салимовну домой, но не успел – в гости к нему заехал боксер Дмитрий Красноштан. Марат сказал матери: «Смотри, Димка такой довольный сейчас выйдет!» И действительно, улыбающийся Дмитрий вышел из недавно купленной «Тойоты», друзья разговорились. Галина Салимовна не стала ждать сына и ушла вместе с внуком Тимуром… Не прошло и получаса, как возле дома Ибрагимова прогрохотала автоматная очередь…

Услышав выстрелы, из дома выбежала жена Марата. И увидела, как муж ползет к забору, оставляя за собой кровавый след.

– Вызывай «скорую»… – прохрипел Марат.

– Ты видел, кто? – холодея от ужаса, спросила Светлана.

– На мотоцикле двое, в шлемах…

Красноштан лежал возле машины, где его настигли пули, и стонал. Он умер до приезда медиков. А истекающего кровью Ибрагимова погрузили в карету «скорой» и повезли в больницу. Сопровождал раненого один из его друзей. Все это время Марат был в сознании и шептал: «Я выживу… Я обязательно выживу…» После операции он впал в забытье и так и не пришел в себя. Умер на седьмой день после покушения.

Похоже, именно Ибрагимов был главной целью автоматчика. И тот не промахнулся, зацепив случайно очередью Дмитрия Красноштана. Вся округа судачила о том, что друзей убили уголовники, недовольные усиливающимся влиянием спортсменов в Заволжском районе. Судя по всему, это была акция устрашения. Она явно готовилась без предварительной рекогносцировки, на удачу. Ведь мотоциклисты сильно рисковали – рядом в то время располагалось здание Заволжского РУВД, троллейбусная остановка, на которой всегда было много народу. А позже выяснилось, что недалеко от места преступления стоял милицейский «уазик». Но киллерам крупно повезло – машина была неисправна. После покушения оперативники несколько лет скрупулезно проверяли владельцев мотоциклов «Ява» и «Чезет» в городе, но убийц так и не нашли.

Незадолго до смерти Ибрагимов сказал матери: «Увольняйся с работы! Ты мне всю жизнь помогала, теперь я тебя буду обеспечивать». Не успел… Но друзья Марата не оставили в беде Галину Салимовну: они помогают ей и по сей день.