«Читаю тело, как слепые – книгу…»

– Однажды на меня случайно упало тяжеленное бревно: во такое, – Эмид Гиматдинов показывает двумя руками довольно приличный диаметр. – Голову почти пополам раскололо. Кое-как до дома дополз, сжал руками череп, обвязал его лентой покрепче, лег в постель. На следующий день начал осторожно трогать рану, массировать ее. Через пару месяцев зажила – без лекарств, без врачей, без операций…… Вот он, шов, видите?

Кто этот человек? Маг, волшебник, очередной народный целитель, способный работать там, где расписалась в своем бессилии современная медицина? Или шарлатан, продающий тяжело больным людям последнюю надежду?

Шоколадка из Турции

Село Средний Сантемир в Новомалыклинском районе почти ничем не отличается от огромного множества других сел Ульяновской области: неработающие колонки на улицах, гуси, блаженствующие в лужах, сельпо с полупустыми полками. Разве что дома в Среднем Сантемире добротные, многие даже с пристроенными гаражами: чувствуется, что большинство сельчан – люди хозяйственные, с достатком. Но один дом от других отличается в любой день недели: около него стоит вереница автомобилей, а у ворот нервно прохаживаются человек десять приезжих. Здесь и живет Эмид Гиматдинов, и все собравшиеся у его ворот люди – больные, приехавшие с надеждой на исцеление.

Незаметно послушаем их разговоры:

– Что вы лезете без очереди? Вам на сколько назначено?

– На двенадцать… Посмотрите на часы!

– Подумаешь, часы… Я на восемь утра записана, а до сих пор стою!

– А он, правда, помогает? Я вообще-то во все эти дела не верю…

– Что же тогда приехали?

– Даже не знаю. А вдруг…

– Скажите, а ребенку без очереди можно?..

Здесь собирается самый разный народ, приезжают даже генералы, главы районов и… врачи. Позже Эмид Гиматдинов показал нам свою приемную книгу: за прошедший год его посетили 1751 человек, но многие (с малозначительными травмами) в это число не входят – их даже в книге приема не отмечают. Сейчас на прием уже заранее записано 160 человек. География обращений тоже поражает: люди приезжают даже из Монголии и Турции. Кстати, как раз из Турции благодарные клиенты прислали Эмиду необычный подарок – огромную, размером со стол, шоколадку.

За домом расположен огромный огород, на котором работает жена Эмида – Рузалин. С журналистами она общается охотно:

– Мы с мужем местные, из этого села. Он постарше меня, уезжал учиться отсюда, когда я совсем еще малышкой была. Потом он в армии служил, а когда вернулся, у меня уж другой поклонник был… Но Эмид умел красиво ухаживать! Отбил меня у того парня. Давно это было, – смеется она. – Сколько я его знаю, он всю жизнь людей лечил. И меня тоже лечил: вывихи вправлял, грыжи на костях расправлял… Я и не знаю, как он это делает. Но люди, кажется, довольны: каждый день с утра до вечера едут и едут. А он человека пока не вылечит, от себя не отпускает: час сидит с ним, два… Вот и очередь поэтому постоянно. Вы тоже лечиться?

…Наконец, на крыльцо выходит сам Эмид Гиматдинов. Извиняется за задержку – клиентов очень много. Предлагает совместить интервью и лечение очередного посетителя. Уверяет, что разговор ему нисколько не помешает.

Капитанмедицинскойслужбы

«Операционной» служит самая большая комната в доме, в которой нет ничего, напоминающего больницу. Впрочем, выясняется, что это и не нужно. «Операция без ножа» в исполнении Эмида Гиматдинова напоминает что-то среднее между массажем и вправлением вывихнутых суставов.

Эмид Гиматдинов массажирует шею пятнадцатилетнему парню, который жалуется на сильные головные боли. Между делом он объясняет, что у парня когда-то произошло небольшое смещение шейных позвонков, может быть, просто оттого, что тот слишком резко повернул головой. Сама по себе травма осталась незамеченной и никаких неудобств не причиняла, но, сместившись, шейные позвонки защемили один из нервов, и именно он и дает теперь о себе знать головными болями. Эмид поясняет нам, что так вот обычно и бывает: травмируется одно, а болит совсем другое.

– Сейчас я ему позвонки на место поставлю, и все хорошо будет, – хладнокровно говорит Эмид, продолжая массаж. Паренек задумчиво кряхтит. – Ага, вот… Больно?

– Терпимо… А что, уже все?

– Какое там – все, что ты… Я тебе только чуть-чуть помог, а лечить ты себя сам теперь будешь. Каждый день делай так: оборот головы слева направо – десять раз и справа налево – десять раз. Попробуй. Сильнее… Да, вот так. Рашид, покажи ему другие упражнения…

Рашид, сын Эмида, также учится у отца искусству лечить людей. Что-то вроде подмастерья: пока больше работает на подхвате. На наш вопрос об успехах – смеется: больные пока не жаловались.

Вообще-то желающих учиться много, как признается нам Эмид во время короткого перекура. Через полгода он рассчитывает окончательно обучить сына и взять себе нового ученика. Учит он профессионально – за спиной Казанский педагогический институт и многолетний опыт работы в местной школе учителем русского языка. Кстати, во время учебы в институте, закончил обучение на кафедре военной медицины и имеет звание капитана медицинской службы.

На вопрос, когда начал лечить людей, ответить затрудняется. Всегда, говорит, лечил. Старшая сестра его матери тоже лечила, может, у нее и научился. А может, просто Бог дал, кто знает… Но умение это выручало всегда, особенно в армии, ведь служил он не где-нибудь, а в разведке Западной группы войск в Германии. Там он одновременно и лечил, и учил: как усыплять человека одним прикосновением, как убить нападавшего простой спичкой. Человеческое тело практически незащищено, если знать нужные точки… За эти знания его ценили и тогда, в армии, и сейчас, на гражданке. Четыре года назад даже предлагали открыть собственную клинику в Самаре, набрать учеников, поставить дело «на поток». Но Эмид Гиматдинов отказался: стар, мол, уже стал, чтобы такие серьезные дела начинать, вот если бы лет десять-пятнадцать назад предложили…

Затушив сигареты, возвращаемся в «операционную». Новый клиент – пожилой мужчина, жалующийся на боли в плече. Эмид укладывает его на кровать и мнет руками шею, плечо, поясницу.

– Ага, вот… С плечом никак не помогу, – говорит он. – Там у тебя трещина старая, в больницу иди, тут ничего не поделаешь. Потом придешь – поставлю все как надо. А сейчас нельзя, кость сломаться может. А вот крестец у тебя совсем плохой… Ну, конечно, вон живот-то какой отъел, такая тяжесть на кости давит. Смотрите, – обращается он к нам, – вот, видите, крестец – словно треугольник, сужающийся книзу. Только верхние углы этого треугольника должны быть на одной высоте, а у него один выше другого. Из-за этого и осанка кривая, и нагрузка на тело идет неравномерно, давит на внутренние органы… Так почти у всех, оттого и болеют часто. Сейчас поправим. Не больно? Терпи, терпи… Ну, вот и все. Но если заниматься не будешь, да килограммы не сбросишь, опять окривеешь. Рашид, кто там следующий?

Биология за 8 класс

– Самый тяжелый случай у меня был пару лет назад, – рассказывает Эмид Гиматдинов, осматривая семилетнего Сашу с сильным искривлением позвоночника. – Приехали люди из Тольятти, попросили помочь их родственнику. Как сейчас помню – Воробьев Иван, 47 лет, болезнь Бехтерева. Когда я приехал, этот Иван от трупа уже почти не отличался. Исхудал страшно, даже рост уменьшился со 178 сантиметров до 150. Только ресницы иногда дрожали… Врачи его из больницы выписали: все равно, говорят, умрет через три месяца… Полгода я над ним работал, взяв перед этим с родственников расписку, что, если умрет, то меня они винить не будут. Ничего, встал Иван потихоньку. Сейчас жив-здоров, насколько я знаю… Но у вас не так страшно, не пугайтесь, – улыбается он матери Саши. – Травма при родах, так часто бывает… И опять же крестец смещен. Вылечим…

По словам Эмида Гиматдинова, если бы люди каждое утро делали банальную зарядку, работы бы у него убавилось раз в десять. Для каждого посетителя он даже отпечатал специальный комплекс физических упражнений, ежедневно выполняя которые, они смогут избавиться от большинства заболеваний. Впрочем, как он тут же признается, все это без толку: как ленились люди заниматься, так и ленятся.

Самое опасное в этом плане для женщин, по его мнению, обувь на высоких (5-7 см) каблуках. При ношении такой обуви смещаются практически все кости в теле, и абсолютно меняется баланс нагрузки на внутренние органы. К пятидесяти годам женщина, носящая обувь на высоком каблуке, получает целый букет заболеваний – от искривления позвоночника до проблем с сердцем.

Мужчинам же следует опасаться резкого перемещения тяжестей в сторону. В нашем присутствии к Эмиду привезли мужика, который неловко повернулся с ящиком помидоров. Сразу же – смещение крестца и резкая боль в пояснице. Но хуже всего, когда смещение крестца проходит безболезненно и незаметно – тогда вправить его назад очень сложно, так как он в скором времени обрастает хрящами.

Помимо физических упражнений Эмид советует и дыхательную гимнастику: глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох. Так – раз двадцать. Несмотря на простоту, это очень действенный способ сохранить здоровье: при глубоком вдохе происходит внутренний массаж сердца, поступает кровь к головному мозгу. Если это упражнение делать ежедневно, то можно избавиться даже от ишемической болезни.

– Ну, вот на сегодня и все, – говорит Эмид матери своего семилетнего пациента. – Приходите потом еще. Рашид, запиши их… Честно говоря, я и сам не знаю, кем себя считать, – говорит он нам. – То, что я делаю, нетрадиционной медициной не назовешь. Вон моя главная книга – «Биология за 8 класс». Зря смеетесь, действительно, хорошая книга: все просто и понятно. Вот кости, вот нервы, вот внутренние органы… Так что моя медицина – самая что ни на есть – традиционная. Ведь ко мне даже из районной больницы нередко людей направляют. Просто у меня талант: я читаю человеческое тело, как слепые читают книгу Бройля. Мне достаточно провести над человеком руками, и я знаю, где у него болит и отчего… Беда в том, что практически все люди ведут неправильный образ жизни, не следят за собой и оттого происходит много заболеваний. Я исправляю то, что человек сам запустил, и у него болезнь проходит. Но вот, скажем, аппендицит я вырезать не смогу. И рак не вылечу, и СПИД… Я ведь не колдун.