Линия фронта по Каспарову

Вчера 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров посетил Ульяновск и рассказал людям, пришедшим на встречу с ним, что шахматами больше не занимается. Теперь он в политике, а основной его противник – «правящий в России режим», который он отождествляет с президентом Владимиром Путиным. Эта персонификация, как представляется, – главная ошибка Каспарова.

Ульяновск – не первый город, куда экс-чемпион мира нанес визит за последние три месяца. Он был на Северном Кавказе, во Владимире, Костроме, Томске и других регионах. Цель поездок – донести до людей свои мысли о современной России и ее перспективах. Перспективы же эти он однозначно связывает с действиями властей, взявших курс на «сворачивание демократических институтов и процедур». Прежде всего – выборов. Создаваемый Каспаровым «Объединенный гражданский фронт» (ОГФ) пытается объяснить обществу, что без выборов нормального будущего у России быть не может.

Вообще со многим из того, что говорит Гарри Кимович, трудно спорить. И с тем, что в нашем государстве явно не все в порядке, если при нынешних доходах от нефти миллионы россиян прозябают в нищете; и с тем, что разрыв в развитии регионов не назовешь иначе, как чудовищным, когда из области в область переезжаешь, как из одного государства в другое; и с тем, что стоны правительства о деньгах, которые ему некуда девать, – абсурд; и так далее.

Но дальше начинаются серьезные несовпадения. Гарри Каспаров считает, что до тех пор, пока большинство россиян не поймет ценность своего права голосовать и выбирать, улучшения жизни не дождемся. Однако большинство россиян-то убеждено как раз в обратном: жизнь ухудшилась именно в то время, когда население владело правом выбирать и выбирало все начальство – от депутатов, мэров и губернаторов до президента. Путей преодоления этого противоречия Каспаров не указал. Создается впечатление, что его личная программа во многом свелась к личной борьбе с Путиным, и тут он также не совпадает с большинством населения. Во-первых, не все в стране определяет Путин. Во-вторых, население если и связывает с ним свои беды, то очень отдаленно.

Яростно нападая на президента, Каспаров сужает аудиторию, к которой апеллирует, и отпугивает от себя бизнес. Ведь одно дело он, гражданин мира, чье имя известно на всех континентах, и другое – предприниматель в провинции, у которого какой-никакой бизнес, семья, дети. Лобовые атаки на главу государства – конечно, громкий способ доставки обществу идей, но вряд ли для нынешних условий эффективный. А идеи сами по себе правильные. Важно, говорит Гарри Каспаров, чтобы следующий президент был избран в ходе честных и открытых выборов и чтобы власть знала: навечно кресла никому не даются.